Разговор с учительницей Владимира Путина

У Веры Дмитриевны Гуревич были сотни учеников, но лишь об одном из них каждый день говорят в выпусках новостей. С Владимиром Путиным она знакома больше полувека и может немало о нем рассказать

– Восемь лет назад вы написали книгу, посвященную Владимиру Путину. Неужели вы так хорошо помните всех, кто у вас учился?
– Ряд эпизодов мне напомнили мои ученики – одноклассники нашего премьер-министра. С 1958 года я работала учителем немецкого языка в школе № 193 (Басков пер., 8). Там я и проработала 36 лет. Всех своих учеников помню, но, не буду лукавить, не ко всем одинаково относилась. Первое знакомство с Володей Путиным состоялось, когда он учился в четвертом классе, – он записался в кружок немецкого языка, который вела я. Это был мальчик очень живой, подвижный, любознательный.
Однажды он подошел ко мне после занятий в кружке и спросил, не обижусь ли я, если он не будет учить немецкий язык, потому что немцы тяжело ранили его отца, убили бабушку и двух дядей. Пришлось мне долго беседовать с Володей. Он все-таки согласился учить немецкий.

– В 1960-е г­оды учителя часто бывали у учеников дома, беседовали с родителями. А вам случалось бывать дома у Путиных?
– У меня было заведено вести дневник наблюдений за всеми учениками в течение первых двух лет. Обязательно посещала всех на дому, беседовала с родителями и детьми в семейной обстановке, изучала быт учеников. В то время было очень мало отдельных квартир, и все мы жили в коммунальных. Но условия у всех были разные: у одних две комнаты общей площадью 30–40 метров, а у других в комнатке 7–10 метров ютились семьи с несколькими детьми. И вот что интересно, очень часто, живя в такой тесноте и выполняя задания на кухонном столе, ребенок занимался лучше, чем его однокашники. У Володи Путина для учебы были созданы все условия: коммунальная квартира была малонаселенной, и родители о нем заботились так, как полагается: у него была отдельная постель, свой стол с настольной лампой и телефоном.
Володя был одним из первых, кого я наметила для посещения. Тогда Путины жили в коммунальной квартире № 12 в доме № 12 в Басковом переулке. Дверь открыла мама Володи – Мария Ивановна, которая всплеснула руками и спросила: «Что-то в школе натворил?». Я постаралась ее успокоить и объяснить, что ничего плохого он не сделал. Просто я всех учеников посещаю. Мария Ивановна предложила поговорить об этом с отцом. Условились, что Владимир Спиридонович будет ежедневно следить за успеваемостью сына по дневнику, проверять выполнение домашних заданий. Я стала частым гостем в их доме – приходила примерно раз в неделю.

– Современные педагоги часто говорят, что их задача – учить детей, а не заниматься воспитанием. Но вы находили время не только для экскурсий, но и для походов…
– Ходить в походы стало нашей традицией. Причем мы уезжали за город не только в летнее время, но и зимой. Мы жили под девизом: «Сперва для товарищей, потом для себя». Чаще всего походы были целенаправленными: мы шли по определенному маршруту, посещали историчес­кие места и краеведческие музеи. Например, самый первый поход назывался «Дорога жизни».
В классе у меня были в основном мальчики, причем очень любознательные. Помню, как они предложили пойти вместе с ними в церковь. Спрашиваю: «Зачем это вам?». Отвечают, что хотят посмотреть, как идет служба, что внутри храма, а без взрослого человека могут не пустить. Так мы посетили церковь, а потом костел.
В те годы в классах нередко были тимуровские отряды. Представьте мое удивление, когда я узнала, что в моем классе тоже есть такой. Выяснилось, что девочки помогают инвалиду-старушке, а Володя с друзьями – старику. Ходят за продуктами и лекарствами, убирают комнаты и даже моют своих подопечных!

– Вы помните, почему ваш ученик решил поступать на юрфак?
– В десятом классе он был уже самостоятельным человеком: мог вдумчиво обсудить любой воп­рос и принять правильное решение. В начале десятого класса он хотел поступать в Институт гражданской авиации. А в середине учебного года ­отправился на беседу в КГБ, спрашивал, что нужно закончить, чтобы поступить туда на работу. Ему объяснили, что надо получить образование в Университете, причем лучше всего на юрфаке. И он решил поступать именно т­уда.
О своем выборе он никому не говорил. И вдруг однажды: «Буду поступать в Университет на юридический». И он своего добился. Помнится, после первой сессии он обратился к отцу за советом: возможно, будет лучше, если он переведется на вечернее отделение, а днем будет работать, чтобы помогать родителям материально. Но Владимир Спиридонович ответил, что об этом не может быть и речи – пока у него есть силы, он будет работать. О том, что после окончания Университета Володя будет работать в КГБ, никто из друзей не знал. Если ребята интересовались, он отвечал, что трудится в военной прокуратуре.

– Жизнь первых лиц государства всегда вызывает повышенный интерес. Не­удивительно, что, после того как в 2000 году Путин стал президентом, в прессе появились десятки воспоминаний его друзей и одноклассников. Насколько правдивы были те рассказы?
– В газетах встречались разные небылицы как о самом Володе, так и о его родителях. Стали появляться «друзья», которые знали его чуть ли не с самого детства, а другие сидели с ним за одной партой. Их набралось такое количество, что бедному Володе пришлось бы учиться с 1-го по 10-й класс в два, а то и в три захода. А когда этих лжедрузей просят рассказать о нем нечто конкретное, они ограничиваются общими фразами и общеизвестными фактами.
Если честно, я никогда не предполагала, что именно Владимир Путин будет президентом, главой нашего великого государства. Он человек способный, я бы даже сказала, талантливый, но я всегда думала, что он займет свое место среди золотой плеяды адвокатов. Он еще в школе терпеть не мог наглецов и нахалов. Уже в конце седьмого класса все мальчишки в школе знали, что Путин – настоящий спортсмен, сильный, ловкий, справедливый, и связываться с ним не стоит. Поэтому я думала, что, окончив юридический факультет, он обязательно поступит в адвокатуру и займет там достойное место. Но вышло по-другому.

– Как вы оцениваете работу своего ученика на руководящих государственных постах?
– Нам свойственно очень быстро забывать плохое, и мы забыли пустые полки в магазинах, очереди за сахаром, за кусочком колбасы – за элементарными вещами, которые нужны нам ежедневно. Ни при одном руководителе ни мои родители, ни я не получили ни копейки прибавки к своей пенсии. Первым, кто начал думать о пенсионерах и начал давать хоть какую-то прибавку, был Владимир Владимирович. Он прекрасно понимает, как трудно живется пенсионерам.
Мы просто забыли о тех трудностях, которые свалились на нас в 1990-е годы. Сегодня пешеходам пройти негде, все забито машинами. Судите сами, лучше стали жить люди или нет. Это в характере русского человека: поменьше потрудиться и больше получить. Даже в сказках пишут про скатерть-самобранку и рыбку, которая исполняет желания. А надо просто работать, а не воровать. К сожалению, воровство сегодня процветает на каждом шагу.

– В марте страну ждут президентские выборы. Кого бы вы хотели видеть на посту главы государства?
– Пусть народ думает, кто лучше, полезнее и ценнее для всех нас. Пусть смотрит на каждого кандидата очень серьезно. Никто за ручку не поведет и не скажет, за кого поставить галочку. Кого изберем, того и получим. Посмотрите, у кого из кандидатов самый большой опыт политичес­кой работы, кто больше всего сделал для людей за свое правление, кто чаще встречается с рабочими, пенсионерами, служащими. И, наконец, кто умеет конкретно разобраться в любом вопросе – от политики до материального положения людей.
Я не хочу никому ничего навязывать: истина познается в сравнении. Говорить и обещать можно много. С каждым кандидатом и его работой мы знакомы не один год. Сравнивайте, делайте выводы.

Беседовала Анастасия Горбунова