Как в Чехии растят будущую элиту страны

Нувориши в странах Третьего мира покупают дворцы, яхты и дорогие автомобили. Богатые люди из более развитых государств иногда задумываются о будущем, и жертвуют деньги на социальные проекты. В Чехии миллиардер Петер Келлнер оплачивает обучение детей из бедных семей в элитарной частной школе, которую он сам же и построил.

Школа Open Gate сейчас входит в десятку лучших средних школ Чехии, а каждый второй ее выпускник поступает в лучшие университеты США, Великобритании, Франции, Германии и других стран. Оставшаяся половина успешно сдает экзамены в чешских университетах.

Разбогатевший на чешской и российской приватизации Петер Келлнер, которому принадлежит в России Home Credit Bank, несколько лет назад всерьез задумался о поддержке среднего образования в Чехии. Ему показалась несправедливой практика, когда талантливые дети из неимущих семей фактически лишены возможности получить высококлассное образование. В 2004-2005 годах его структура – PPF Group, за 16 миллионов евро построила в 10 километрах от Праги настоящий университетский городок. В школу набрали лучших преподавателей как из самой Чехии, так и других государств (так, директором стал англичанин Питер Нитше), и сейчас в ней уже учится 290 человек. Из них 112 человек – в начальной школе, 178 – в гимназии (старшей ступени средней школы). Каждый год количество учеников увеличивается примерно на 20-30 человек. До 6-го класса учеба у них идет на чешском и английском языках, с шестого класса – целиком на английском.

Естественно, ученики могут выбирать себе и второй иностранный язык. По итогам обучения каждый школьник получает международные баллы (IB), которые позволяют ему поступить во многие престижные и передовые университеты мира (как правило, в США и Великобритании).

— Философия нашей школы заключается в позитивной социальной дискриминации, – говорит директор Open Gate Питер Нитше. – Мы не хотим, чтобы дети богатых родителей жили как в золотой клетке. В нашей школе получают право учиться те дети, которые сдали вступительные экзамены и родители которых способны оплатить обучение, так и дети из бедных семей, в том числе и сироты из детских домов, обучение которых оплачивает фонд Келлнеров.

Полная стоимость обучения – около 20 тысяч евро в год. Это при условии, если ученик (уже с гимназии) живет полностью на территории учебного городка. Полупансион стоит ровно вполовину дешевле. Полностью свою учебу оплачивает лишь 30-35% студентов, остальные получают стипендии. Каждый второй ученик в школе обучается за счет фонда Петера Келлнера. Особая гордость руководства школы – это учеба в ней талантливых детей-сирот из детских домов. Таких в ней порядка 20 человек (в гимназии).

Чтобы попасть в Open Gate надо сдать тексты на интеллектуальное развитие ребенка, пройти собеседование, крайне желательно иметь рекомендации. Кроме того, для чехов необходимо сдавать школьные экзамены, для иностранцев условия чуть легче – эссе.

В прошлом году на 18 мест в начальной школе поступило 85 заявок. Элитной школой в Чехии заинтересовались нувориши и микро-олигархи из России – в Open Gate уже учится несколько русских, как правило из семей эмигрантов. Впрочем, число иностранцев руководство школы серьезно увеличивать не намерено. Неофициально проект считается инкубатором для будущей чешской экономической и политической элиты. Поэтому крайне важно, чтобы будущие чешские элитарии были лишены присущего странам Третьего мира социального расизма, ведь крошечная Чехия – не африканизированная Россия или ее духовный собрат Нигерия, а в маленьком государстве сильное расслоение чревато проблемами.

Если говорить о самой школе, то ее проект не является чрезмерно затратным. Полное содержание школы, имеющей на своей территории два учебных корпуса (построенных в простом, утилитарном стиле), стадион, бассейн, спортивные залы, тренажерные залы, четыре здания общежития, собственный мини-зоопарк и ферму с лошадьми, овцами и козами, библиотеку, два клуба и административно-хозяйственные постройки обходится примерно в 4-4,5 миллиона евро в год. Из них школа сама покрывает за счет своих заработков около 55-60%. Остальные деньги поступают от фонда Келлнеров.

Не трудно подсчитать, что купающиеся в нефтедолларах путинские чиновники и равноудаленные олигархи могли бы в каждом регионе России создавать такие школы, в которых право на обучение имели бы не только детишки нуворишей, но и выходцы из семей бедняков.

Изнутри школа выглядит весьма просто и функционально, никаких золотых унитазов и прочих понтов. Однако в отличие от многих российских средних школ, являющихся чем-то средним между казармой и идеологической сталинистской тюрьмой, попав в Open Gate, сразу видишь, что она создана людьми для людей: стены разрисованы школьниками, везде висят их поделки, словом, в здание вдохнули душу. Такая же атмосфера царит и в общежитиях студентов. В свободное от учебы время школьники могут заниматься спортом (действует около 70 различных кружков и секций), работать в мастерской, плавать, ухаживать за животными на ферме, сидеть в библиотеке, пить кофе в клубе и так далее. Единственное, что строго запрещено на территории кампуса – это курение и распитие любых алкогольных напитков.