Почему школы переходят на шестидневку?

Департамент образования Москвы советует согласовывать с родительскими комитетами режим работы школ

Школа, в которой учится моя крестница, в январе неожиданно изменила расписание уроков, сделав субботу рабочей. Это, конечно, ещё не эпидемия, но за последний месяц так произошло в нескольких десятках школ. Говорят, это выгодно директорам, которые теперь получают финансирование, исходя из количества учебных часов. Но полезно ли это детям и куда смотрит Департамент образования?

И. Литовченко

А что родители?

«Пятидневная рабочая неделя во многих случаях предпочтительна для семей, — уверен Исаак Калина, глава Департамента образования Москвы, — поскольку способствует общению детей с родителями, расширяет возможности семейного отдыха.

В связи с многочисленными обращениями родителей учащихся рекомендую начальникам окружных управлений проверить наличие согласования родительскими комитетами режима работы образовательных учреждений, работающих по шестидневной учебной неделе».

То есть, если в школе субботу сделали рабочей для детей с согласия родительского комитета, значит, нарушений нет? «Вопрос о том, будет школа работать по пятидневке или шестидневке (причём необязательно вся: младшая может учиться пять дней, а старшая — шесть), дейст­вительно решает школьный управляющий совет, — высказал свою точку зрения Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребёнка в Москве. — Они сформированы примерно в 90% школ города. Поэтому, когда родители жалуются, они прежде всего не понимают своих прав: они и есть те, кто должен принимать решения по этому поводу».

Два выходных — многовато будет?

«Ребёнка можно и за три дня загнать, а можно и при полной неделе не утомить, — объяснила «АиФ» Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, академик РАО. — Нужно брать каждую конкретную школу с конкретной организацией учебного процесса и анализировать всю ситуацию в течение учебного дня, недели, года. Но я считаю, что, введя шестидневку, многие школы на самом деле лишь легализовали все дополнительные занятия.

История с пяти- и шестидневкой началась ещё в 1970-х годах. Тогда в прибалтийском городе Пярну учеников в качестве экс­перимента перевели на пятидневку. Считалось, что дети будут больше общаться с родителями. А оказалось, что 80% из них все выходные были предоставлены сами себе. Дни отдыха превращались в убивание времени.

Проведённый нами мониторинг показывает, что современные школьники в выходные готовят уроки, смотрят телевизор, играют в компьютерные игры и на воздухе проводят те же полчаса, что и в обычные дни. Получается, что основного преимущест­ва пятидневки, о котором все говорят, на деле-то и нет. А родители, бывает, просто отсыпаются, поскольку, выбрав ребёнку хорошую школу далеко от дома, не готовы ещё и в выходной день вставать затемно» Учебные заведения, как правило, не нарушают СанПиН, где прописано, что первоклассники могут заниматься лишь 5 дней в неделю, а со второго по последний класс шестидневка разрешена, важно не превышать количество часов в неделю (см. таблицу). Но чему они посвящены? Сравним расписание пятиклассников в двух средних общеобразовательных школах: № 1863 — с 5-дневной рабочей неделей и № 516 — с 6-дневной. В школе № 516 больше часов отводится русскому, математике и ОБЖ. И если необходимость ОБЖ у некоторых родителей может вызывать сомнения, то кто откажется от углублённого изучения предметов, по которым придётся сдавать ЕГЭ? «Мы работаем по шестидневному учебному плану с момента открытия, то есть уже 50 лет, — говорит Елена Терентьева, директор школы № 516. — В 90-е гг. начальную школу перевели на пятидневку. Не сделать ли так для всех? Кстати, на повестку очередного заседания управляющего совета учебного заведения в феврале как раз вынесен этот вопрос. Если все поддержат, будут и наши дети иметь два выходных. Но надо понимать, что в этом случае они могут лишиться дополнительных занятий по важным предметам»..

Между тем проблема даже не в том, сколько дней учится ребёнок. Гораздо важнее, справляется ли ребёнок с нагрузкой. «Дети работают больше взрослых, — считает М. Безруких. — Занимаются в школе по 6 часов в день плюс 4 часа на подготовку домашнего задания. Итого 10 часов ежедневной нагрузки. Сравните его с 8-часовым рабочим днём у взрослых. И ведь мы говорим только о нормах! Лучше растянуть учёбу на шесть дней, чем забивать пять до отказа. Ведь пятидневка в старшей школе — это и семь, и восемь уроков. А ведь доказано, что после пятого эффективность усвоения материала существенно снижается».

Кстати, уже началось зачисление маленьких москвичей в первые классы. И если вы всё-таки не хотите лишать своего ребёнка двух выходных, то в Москве на сегодняшний день лишь 30% школ из более чем 1500 с шестидневной формой обучения.