Андрей Фурсенко прокомментировал арест главы ВАК

И заявил, что дело о «фальшивых» диссертациях свидетельствует… о плюсах нынешней системы. Вчера Тверской суд вынес решение об аресте главы Высшей аттестационной комиссии Феликса Шамхалова на два месяца (ранее он был задержан на 48 часов). А советник президента, экс-глава Минобрнауки Андрей Фурсенко, при котором у Шамхалова развивалась карьера, прокомментировал его научную компетентность и заявил, что что дело о массовой фабрикации диссертаций свидетельствует не о слабости нынешней системы аттестации научных кадров, а о ее достоинствах.

– Правовой статус ВАК был долго неопределенным и обрел ясность лишь в 2010 году, когда ВАК стал комиссией при Минобрнауки. Сегодня деятельность Высшей аттестационной комиссии определяет постановление правительства, принятое в 2011 году. Оно прошло незамеченным. Однако именно это постановление создало возможность для проверок и выявления не только отдельных недобросовестных диссертаций, но и диссертационных советов, — разъяснил Андрей Фурсенко «МК».

Суть выбранной схемы проста: «Ответственность за диссертацию ложится в первую очередь не на ВАК, а на диссертационный совет (т. е. на вуз или институт, где защищалась работа – «МК»), а перед ВАК стоит задача проверки не каждой отдельной диссертации, а работы советов». Причем главным препятствием для фальсификаций, особо подчеркнул экс-министр, «должны быть не фискальные методы, а репутационная ответственность советов и отдельных ученых».

То, что в диссертационном совете по истории МПГУ ее явно не ощутили, не меняет дела. «Сегодня мы имеем лишь первый, но, думаю, не последний пример реализации Высшей аттестационной комиссией ее новых возможностей. Была рассмотрена деятельность диссертационного совета МПГУ во главе с уважаемым ученым и принято очень обоснованное решение. Причем вопрос решился не «по понятиям», а на основании нормативной базы, где прописана ответственность советов и их председателей. Думаю, эта работа будет продолжена, а советы должны думать о своей репутации и отвечать за то какие работы они одобряют», — подчеркнул Фурсенко «МК».

«Подумать» советам придется крепко: в будущем «их количество могло бы быть снижено, а качество работы повышено», — дал понять он. Что же касается главы ВАК Феликса Шамхалова, то до его задержания по делу о махинациях с кредитом на строительство жилья его фигура не вызывала подозрений руководства Минобрнауки:

– Как всякий госслужащий, помимо декларации о доходах он ежегодно подавал сведения о своей собственности, участии в коммерческой деятельности и т. д. Насколько я знаю, никаких претензий к нему не было.

Не имел претензий к Шамхалову, по словам Фурсенко, и нынешний министр образования и науки Дмитрий Ливанов, проработавший с ним какое-то время в ВАК. Поэтому и пригласил его занять кресло, оказавшееся роковым. Впрочем, задержание Шамхалова, по словам бывшего главы Минобрнауки, «не связано с деятельностью высшей аттестационной комиссии. Правда, делать окончательные выводы можно будет лишь по завершении работы следствия».

Эти комментарии Фурсенко сделал в преддверии Дня российской науки — а поводом для встречи с журналистами стало оглашение имен пятерых молодых ученых, получивших президентские премии в размере 2,5 млн руб.,

Лауреатами премий 2013 года стали Надежда Бокач, Федор Игнатов, Корнелий Тодышев, Андрей Усачев и Дмитрий Чудаков. Причем впервые наградой такого уровня были отмечены достижения гуманитария: Сергей Усачев получил ее «за вклад в изучение древнерусской книжности XVI века». Заметим: внес он этот вклад, работая в РГГУ – вузе, уличенном министерским мониторингом в признаках неэффективности.