Искусство раздора

Одним из основных показателей морального здоровья нации является отношение самой нации к культурному наследию, традициям, собственной истории. Причем манипуляции этим отношением могут приводить к весьма сомнительным результатам. Открытое манипулирование такими вещами как национальная культура и национальное самосознание – это самое настоящее оружие, которым сегодня активно пользуются заинтересованные люди.

Сегодня Россия испытывает на себе мощнейший псевдокультурный удар, который работает в рамках известного выражения «разделяй и властвуй». Разделение становится принципом достижения целей разрушить духовный и моральный облик целых народов. Смысл этого достаточно прост: на культурных площадках, в средствах массовой информации, в сфере образования, в религиозных кругах всплывает некая тема, которую узкий круг людей выдает за непреложный позитив, к которому общество должно стремиться. Одновременно с этим людям пытаются показать, что это, дескать, и есть новая культура, способная выступать двигателем развития общества. Какой там Достоевский с его русской философией, какой там Репин с его прямым отражением русской действительности, какой Шостакович с его монументальной музыкой? Нам сегодня пытаются внушить, что все эти люди, которых мы называем классиками отечественной культуры, просто мертвы, как мертво их искусство… Это очевидный вызов для общества, которое до сих пор не может оправится от последствий антикультурной революции, произошедшей в нашей стране в начале 90-х.

За эти годы успело вырасти целое поколение людей, которым «популярно» объяснили, что искусство и культура — это вовсе не то, когда мастер создает произведение, способное заставлять человека задуматься над смыслом жизни, над своим местом в этом мире, над тем, каков его моральный облик, а то, что способно вызвать некую смесь чувств от изумления до полного отвращения. Вот если человека от одного созерцания картины или просмотра спектакля стошнит – вот это, понимаешь, да! Однако даже не это самое печальное. Гораздо печальнее то, что такое, с позволения сказать, искусство пытаются выставить как замену всему тому, что подлинно русским искусством на самом деле является.

Приводит это к весьма оригинальным результатам: теперь во всем мире «отлично знают», что в России есть только один музыкальный коллектив, творчество которого достойно внимания, и коллектив этот – вовсе не симфонический оркестр Мариинки или хор Пятницкого, а группа Pussy Riot, тексты песен которых никто не читал в принципе. А зачем читать? – считают поклонники этого творчества, — главное, что девчонки могут всем показать свои причинные места, сплясать в храме, заняться сексом в музее, вскричать благим матом, порывая струны. Вот это, мол, и есть настоящее искусство России. А не какой-то там Гергиев…

И ведь те самые девицы и рады. Мол, смотрите, как мы умеем! А вы вот, понимаешь, со своими «тухлыми» представлениями о культуре так не можете влиять на массы. Нас вон за решеткой пару раз показали, так теперь все западные звезды сразу же заявили: это будущее России…

И ведь в самой России есть люди, которые тоже считают, что у России теперь именно такое будущее. Совокуплящиеся самки, которые, оказывается, несут искусство в массы – это наше будущее?

Самое удивительное в том, что «певицы» на самом деле уверены в том, что они сделали для России большое дело. А пока «узницы совести» считают себя носительницами новой российский культуры и борцами за правду-матку, в стране формируется барьер. По одну сторону – сочувствующие, по другую сторону – негодующие. Барьер между людьми растет, обзаводится колючей проволокой, превращаясь в непреодолимое препятствие для консолидации. А если есть барьер, значит, кто-то тихо потирает руки от удовольствия – цель-то общественного разделения выполнена, зерно раздора посеяно, раскол проявляет себе «во всей красе».

В это же время продолжается наступление на культурные основы России с других направлений. Кому-то, видите ли, не нравится символ Волгограда, потому что он «не позволяет иностранцам чувствовать себя в городе не Волге комфортно». Оказывается, скульптуру «Родина-мать зовет!» нужно заменить на «более позитивный» символ, чтобы иностранцы, приезжающие в город-герой не испытывали душевных терзаний… Кто-то рубит православные иконы и называет это новым освобождением от неких опутывающих общество оков. Кто-то устраивает «концерты» со сжиганием книг русских классиков, потому что на этих книгах воспитывались все «советские тираны», а значит, книги могут вырастить тиранию в России. А кто-то, как, к примеру, Анатолий Борисович Чубайс в свое время, позволяет себе следующие высказывания:

«Я перечитал всего Достоевского, и теперь к этому человеку не чувствую ничего, кроме физической ненависти. Когда я вижу в его книгах мысли, что русский народ — народ особый, богоизбранный, мне хочется порвать его на куски».

«Я считаю, что в российской истории немного людей, нанесших такого масштаба глубинный мировоззренческий вред стране, как Достоевский».

Что это? Желание заявить о себе? Желание выделится «из серой массы»? Или часть провокационной деструктивной пропаганды, своей целью имеющей разобщить народ или, как сейчас принято выражаться, потроллить массы. Мол, мы сделали, а вы дальше ломайте копья, грызите друг друга, стройте свой барьер еще выше, выше и выше… Со страной, которая разобщена, а сегодня приходится констатировать именно этот факт, справиться-то куда проще.

Выходит, что вся эта антикультурная клоака имеет простую задачу – запустить механизм, который в один далеко не самый прекрасный момент просто расколет Россию. Ведь чтобы привести общество к расколу, нужно гораздо меньше затрат и труда, чем для оздоровления и консолидации. Для того чтобы стравить людей, порой достаточно создать и опубликовать «произведения искусства», на которых, к примеру, изображения святых предъявляются в таком виде, который у верующего человека вызывает самое настоящее отвращение к авторам этих «полотен». Чтобы стравить людей, снимаются фильмы, где история перевирается самым кощунственным образом. В музеях без какого-либо возрастного ограничения предъявляются инсталляции, на которых зрителям предъявляются сцены либо половых актов, либо иные непристойности, не только находящиеся за гранью морали, но и явно подпадающие под целый ряд уголовных статей.

Люди, смотря на всё это, плюются, обсуждают, лезут друг на друга чуть ли не с кулаками, брызгают слюной, слышатся крики «руки прочь от художников», страна продолжает вздрагивать… Одни критикуют, другие критикуют тех, кто критикует… Искусство раздора получает новую питательную среду – то, что нужно закулисным игрокам… При этом любая попытка перекрыть кислород засилью откровенно провокационных материалов, стравливающих людей друг с другом, упорно выдается как попытка подавить свободу слова. Но что такое свобода слова? Что такое свобода выражения? Может быть, это изображение сцен гомосексуального совокуплении, которое потом «художником» объясняется как попытка обратить внимание россиян на ущемление прав сексуальных меньшинств… А может быть, свобода слова – это написать слово из трех букв на стене православного храма, а потом заявлять, что это некий художественный образ, который якобы раскрывает некий потаенный смысл…

На самом деле всё это можно назвать примером выжигания классического искусства, которое является одной из духовных основ России. Видимо, кому-то очень хочется, чтобы основа эта ушла в небытие, освободив пространство для вражды и нетерпимости россиян друг в отношении друга.

Не хотелось бы давать информационное поле для демонстрации деструктивных произведений, однако, как говорится, противника нужно знать в лицо, чтобы иметь возможность ему противостоять, а потому публикуем ряд «шедевров», которые «потрясли мир».

Для справки: М.Гельман руководит проектом «Единой России» под названием «Культурный альянс», а также является членом градостроительного совета фонда «Сколково»