За что в колонии не любят Толоконникову

Евгения Хасис, отбывающая 18-летний срок за соучастие в убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой, написала статью, в которой оценила отношение к делу Pussy Riot «коллективного «Уралвагонзавода» — той части России, где «заканчиваются московские зарплаты». Заключенная мордовской колонии N14, куда также была отправлена участница панк-группы Надежда Толоконникова, приходит к выводу, что акция в храме Христа Спасителя имеет значение только для жителей столичных городов и ничего не значит для остальных россиян.

Статью Хасис опубликовало издание «Особая буква». По данным журналистов, Евгения и Надежда общались и даже обменялись мнениями об уголовных делах друг друга, после чего Хасис решила высказать свое мнение о Pussy Riot.

Причина очевидной нелюбви жителей Мордовии к Толоконниковой кроется, по мнению Хасис, в громадном разрыве между жизнью крупных городов и остальной России. «Нет никаких общероссийских россиян, есть «мы» и «они», — пишет она, отмечая, что разделение происходит не по национальному признаку, а исключительно по региональному. «Ни один уважающий себя москвич не равняет себя с жителем села Забулдыжино. Забулдыжинцы в ответ соответствующе относятся к Москве, испытывая смесь зависти и неприязни из-за своей бедности и окружающей безнадеги», — уверена автор статьи.

По причине острой антипатии провинции к москвичам все эти «пляски «креативного класса» — «Болотная», «Сахарова», «Пуссики» и так далее — события узкой территориальной значимости», отмечает Хасис. По ее словам, из-за этого значимые для Москвы — Петербурга акции проходят незамеченными или воспринимаются негативно всей остальной страной. «Коллективный «Уралвагонзавод» начинается там, где заканчиваются московские зарплаты и людей не интересует повестка дня в «Снобе», — пишет она.

По мнению Евгении Хасис, «пуссики» «взбаламутили и расшатали умы «креативного класса», но не раскачали государственную лодку, потому что Россия за МКАДом если что и слышала об их акции в храме Христа Спасителя, то смысла ее точно не поняла». Как считает осужденная за убийство москвичка Хасис, акция Pussy Riot «пуста и глупа с точки зрения достижимости тех целей, которыми они объясняют свои действия».

«Равно как пусты и глупы многие другие подобные акции самопожертвования», — уверена автор. «Верхом идиотизма» она при этом объявляет собственное дело, указывая: «Такие жертвы понятны только той части общества, выходцами откуда являются сами «герои». Напомним, приговор членам националистической организации «Русский образ» Хасис и ее гражданскому мужу Никите Тихонову был вынесен в мае 2011 года. Тихонова признали непосредственным убийцей Маркелова и Бабуровой и приговорили его к пожизненному сроку. Хасис как соучастнице дали 18 лет колонии.

Процессы по акции Pussy Riot или делу Тихонова-Хасис не понятны для Большой России, «потому что внутри наша страна давно уже не единая. Не единая Россия. Мы не слышим и не понимаем друг друга, будто говорим на разных языках», убеждена Евгения Хасис. По ее словам, в колонии она впервые услышала в свой адрес: «У нас в Мордовии так-то, это вам не Россия». И с момента ее доставки в колонию эта тема поднимается вновь и вновь, а ее апофеозом являются довольно странные для подневольных заключенных заявления типа «понаехали в нашу Мордовию из своей России». По данным Хасис, то же самое слышат и другие жительницы «иных регионов», которых судьба занесла в другие «субъекты Федерации».

«Мы» и «они» в понимании Хасис

Касаясь причин и следствия «панк-танцулек в ХХС», Хасис пишет, что для «90 процентов» населения страны храм Христа Спасителя — «не РПЦ, не попы на лимузинах, не кровавое прошлое, развратное настоящее и даже не памятник эпохи», а «просто Храм».

Отметим, что в сентябрьском опросе общественного мнения, более 60% россиян заявили, что не следили за судом над Надеждой Толоконниковой и ее двумя подельницами — Екатериной Самуцевич и Марией Алехиной. При этом 49% посчитали суд по этому делу независимым. О давлении на судью как причине приговора сразу после суда заявили 32% опрошенных. Кроме того, опрос ВЦИОМ показал, что ужесточение наказания за оскорбление чувств верующих поддерживает подавляющее большинство россиян.

«У 90 процентов населения России по-прежнему все гораздо проще в этом отношении. Есть настоящие духовные ценности без рассуждений об их полезности или вредности. И именно благодаря этому духовному стержню наша страна все еще по-прежнему пока существует», — приходит к выводу Хасис в своей статье. По ее мнению, если «мы действительно хотим сохранить Великую страну и Великий народ, нам пора начать говорить на понятном этой стране языке. Говорить не о том, что волнует «нас», а о том, что важно для «них».

«Пока же «Болотная» борется за то, чтобы в Думе сидели не одни нахлебники, но другие, а самые радикальные оппозиционеры выступают за свободу собраний — их для Большой России просто не существует», — считает Евгения Хасис.