Стратегия «Россия без сирот» рассматривается в Кремле

Проект федеральной целевой программы «Россия без сирот», подготовленный Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павлом Астаховым, рассматривается в экспертных подразделениях Администрации Президента РФ, об этом сообщил пресс-секретарь Президента России Владимира Путина Дмитрий Песков.

«Появившиеся в СМИ сообщения о том, что Кремль заблокировал эту программу, не соответствуют действительности и некорректны», — заявил пресс-секретарь Президента России.

Он отметил, что по вопросам положения детей в стране, в том числе детей-сирот, существует множество различных программ.

«Они рождаются в самостоятельных подразделениях. Программа, составленная Астаховым, не может быть внутренне «заблокирована» Администрацией Президента, так как сам Астахов работает в составе Администрации, поэтому его программа так же, как и другие, прорабатываются в соответствующих экспертных подразделениях», — подчеркнул Дмитрий Песков.

Напомним, что в декабре 2012 года Павел Астахов направил Президенту России Владимиру Путину и Председателю Правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву предложения по принятию Федеральной целевой программы «Россия без сирот» на 2013 – 2020 годы.

Цели ФЦП «Россия без сирот» предполагает существенное сокращение масштабов семейного и детского неблагополучия, профилактику социального сиротства, обеспечение приоритета семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшение положения таких детей, расширение правовых, материальных и социальных гарантий их полноценного развития и воспитания.

Основные задачи ФЦП «Россия без сирот»:

— совершенствование на федеральном и региональном уровнях нормативно-правового обеспечения государственной политики в указанной сфере;

— создание с учетом российского и зарубежного опыта наиболее эффективных организационно-правовых механизмов охраны и защиты прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— реформирование и оптимизация системы учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе путем их разукрупнения, создания в них условий, приближенных к семейным, перепрофилирования их деятельности на подготовку и профессиональное сопровождение замещающих родителей, подготовку воспитанников к жизни в замещающей семье, а выпускников – к самостоятельной жизни;

— развитие вариативных форм семейного воспитания детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (создание современных детских домов квартирного типа, «детских деревень», семейных воспитательных групп и др.) с учетом апробированных в регионах эффективных методов их воспитания и реабилитации;

— совершенствование деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти по предупреждению семейного неблагополучия и социального сиротства в России;

— реализация в регионах мер социально-экономической, информационной, правовой, психолого-педагогической и иной поддержки семей с несовершеннолетними детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;

— повышение эффективности выявления, учета и оказания адресной помощи семьям с несовершеннолетними детьми, находящимся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации;

— повышение уровня защищенности и безопасности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских учреждениях интернатного типа, в том числе детей-инвалидов, обеспечение их полноценной реабилитации и социальной адаптации;

— обеспечение профориентации, начальной профессиональной подготовки и социальной защищенности выпускников детских учреждений интернатного типа;

— совершенствование мер предупреждения преступлений, совершаемых в отношении этих наименее социально защищенных групп детей;

— участие государства в реабилитационных и медицинских мероприятиях для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья после передачи такого ребенка в семью.

Предусмотренный комплекс мер ориентирован не столько на преодоление последствий семейного и детского неблагополучия (к которым относится социальное сиротство), сколько на решение задач ранней профилактики детского неблагополучия и сиротства, в том числе:

— возрождение и поддержку социального института семьи, традиционных для России культурных и семейных ценностей;

— формирование менталитета общества и власти на стимулирование и поддержку многодетных семей, в том числе замещающих, создание условий, при которых подавляющее большинство детей, оставшихся без попечения родителей, будут устраиваться в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории страны;

— минимизацию и упорядочение практики передачи российских детей для усыновления за рубеж, обеспечение систематического контроля за процедурой межгосударственного усыновления (удочерения) детей, условиями их жизни и воспитания в семьях иностранных граждан;

— формирование в обществе позитивного восприятия института семейного устройства детей-сирот, расширение доступа граждан к информации о детях, которые могут быть устроены на воспитание в семьи;

— совершенствование системы подбора и подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свои семьи детей-сирот, а также комплексного сопровождения замещающих семей;

— перераспределение бюджетных средств с финансирования сиротских учреждений на всемерную поддержку семей, принимающих на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В рамках Программы выделяются четыре основных подпрограммы: «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства», «Дети – сироты», «Семейные формы жизнеустройства детей-сирот», «Профилактика девиантного поведения детей – сирот».

В качестве пилотных регионов для апробации Программы выделены четыре субъекта РФ: Краснодарский край, Красноярский край, Астраханская область, Волгоградская область, имеющие опыт разработки и реализации инновационных моделей решения проблем семейного неблагополучия и социального сиротства.

Пресс-служба Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка