Деградация: Часть 2

Вспомнив и обсудив все накопившееся в душе, мы с внучкой подошли к вечным вопросам: «Что же теперь делать?» Смириться и предать себя воле стихии?

Впасть в отчаяние и тоскливо ждать, пока деградация завершится естественно прогнозируемым финишем? И оба, несмотря на разницу в 60 лет, сошлись на том, что православный христианин всегда должен быть оптимистом, не вешать носа и не предаваться скорби. Преподобный Серафим Саровский указал нам простой, доступный и самый надежный путь действий в любых ситуациях: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся многие!». Спасение самого себя предполагает твердое неколебимое следование Божьим Заповедям. Если бы каждый христианин, а тем более православный, держался этих правил, то мир не погружался бы в штопор потребительских страстей, ведущих к его гибели. Известный поэт И.Никитин писал:

Измученный жизнью суровой
Не раз я в себе находил
В глаголах Предвечного слова
Источник покоя и сил.

После 1991 года в России, вне всякого сомнения, началось не только восстановление церковной инфраструктуры, но и пошел устойчивый рост числа православных верующих. Недавно в журнале «Фома» я прочитал интервью, которое дал потомственный русский дворянин Зураб Михайлович Чавчавадзе, директор православной гимназии им. святителя Василия Великого. Он сказал, что сейчас воцерковленных людей в нашей стране 10-15% и добавил: «Я думаю, что когда воцерковленных людей в России будет 30%, жизнь станет совершенно другой: это будут глубокие и образованные люди, потому что учиться и работать они будут честнее, принципиальнее, активнее — у них моральная планка выше. Кроме того, эти люди не делают абортов, они будут хорошо воспитывать детей. Вот эти 30% и создадут новый образ России».

Хотелось бы только добавить, что для решения этой задачи воцерковленные люди должны быть истинно православными по своей духовной сути, а не загримированными под православных, которых также развелось нынче немало на русских просторах. Вот в этом отношении фальсификация «имиджа» особенно нетерпима и оскорбительна.

Сейчас, кроме реального поворота многих людей к Церкви, растет еще и мода на Православие. Случается, что даже «авторитеты» уголовного мира ищут контактов со священнослужителями, которым больше чем кому бы то ни было нужно «зрячее сердце», чтобы не допускать в наш мир «козлищ».

Сам собой возник вопрос, что даже 10 Заповедей Божьих не исчерпывают всего многообразия деятельности современного человека, который учится, работает, служит и т. д. Приходится исходить из духа Заповедей — Святого Евангелия. Учащийся, например, обязан быть примером и образцом в учебе и поведении, трудящийся — эталоном профессионализма. Православный христианин готовит себя к вечной жизни, он идет по тернистой тропе к горним вершинам, но он обязан смотреть себе под ноги, чтобы не навредить ни себе, ни окружающим.

Недопустимы поступки, совершаемые «на авось». Это непереводимое на иностранные языки слово означает «неоправданный риск», «случайный выбор наудачу». От него в советское время пустых магазинов родилось название сетчатой сумки «авоськи», которая легко умещалась в любом кармашке в расчете на то, что вдруг подвернется случайно выброшенный на прилавок дефицитный продукт. В народном фольклоре, в литературе, это слово неизменно означало безалаберное отношение к последствиям предпринимаемого шага. «Авось до добра не доведет»; «авоська веревку вьет, а небоська петлю накидывает»; «авось, да небось, да третий кто-нибудь…». В пушкинской «Сказке о попе и работнике его Балде», незадачливый поп нанял Балду на работу за три щелчка в лоб по истечении года. При этом он подумал: «Щелк щелку ведь розь, да понадеялся он на русский авось». Чем это кончилось, всем известно. А в реальной жизни последствия бывают жестокими и непоправимыми.

27 марта 1968 года весь мир был потрясен известием о трагической гибели первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина. Он погиб вместе с инструктором по авиационной подготовке полковником В.Серегиным на тренировочном самолете-истребителе МИГ-15. Сколько самых невероятных версий о причинах катастрофы понапридумали разные эксперты за прошедшие годы, а виноват все-таки тот самый русский «авось». Экипаж выполнил всю положенную программу, самолет вел себя безотказно, о чем было доложено центру управления в последнем сообщении с борта. Надо было спокойно вернуться на аэродром с большой высоты (около 6 тыс. метров), преодолев толстый слой облачности, висевший над землей от 600 до почти 4 тысяч метров высоты. Чтобы сократить обратный путь, пошли к земле не кругами, а почти вертикально, и когда пикирующий самолет пробил облака, оказалось, что земля совсем рядом, рукой подать. До нее было 2 секунды, которых не хватило ни для радиосообщения, ни для катапультирования, их оказалось недостаточно и для отчаянной попытки вывести самолет из пике. Нелепая не вынужденная трагедия…

В авиационных катастрофах присутствие фактора «авось» — всегда предвестник беды. В День Победы, 9 мая 2012 года, в Индонезии врезался в гору во время демонстрационного полета наш новый гражданский пассажирский самолет «Сухой SuperJet-100», унеся жизни 45 человек и похоронив наши надежды на получение доказательства того, что Россия стала модернизироваться и возвращаться в ряды ведущих авиастроительных государств. Долго работали компетентные комиссии, выясняя причины происшедшего, и пришли к выводу, что виноват человеческий фактор. Авиадиспетчер перепутал обозначение «SU» пассажирского самолета с такими же аббревиатурами истребителя СУ-27, стоящего на вооружении индонезийских ВВС, и разрешил гражданскому лайнеру снизиться ниже допустимого уровня высоты. Наш шеф-пилот, со своей стороны, услышав повторенный 6 раз тревожный сигнал автоматической системы предупреждения о приближении земли, решил, что в ней произошел сбой автоматики и выключил ее. К тому же в кабине без нужды находился индонезийский пилот, который комментировал ход полета. Сплошные «авось»! Не удивительно, что последними словами пилота, записанными черным ящиком, были: «Господи, что это?!» — Это была смерть в виде горы.

Какой бы рутинной не казалась работа, какой бы жизненный и производственный опыт не был за спиной, настоящий православный человек должен с предельной концентрацией внимания, с «тщанием», как говорили в старину, делать всякое порученное ему дело. Наши православные предки всякое дело начинали с молитвы, прося Божьей помощи и готовясь быть достойными ее. Любая неподготовленная импровизация, родная сестра брату по имени «авось», может обернуться горем.

14 января 1968 года на операционном столе скончался, не приходя в сознание, великий конструктор космической техники Сергей Павлович Королев. Во всем мире он был признан гением. Когда однажды Вернера фон Брауна, главного научно-технического руководителя ракетно-космических программ США спросили, почему не США, а СССР оказался впереди в практическом освоении космоса, то он ответил: «США оказались не первыми потому, что в Америке не было своего Королева». Так вот, С. П. Королев, всегда страдавший от геморроя и кишечных полипов, решил по совету медиков сделать, казалось, несложную операцию по их удалению. Он, уходя в больницу, даже оставил на столе неподписанные бумаги, рассчитывая вернуться через три-четыре дня. Операцию взялся делать сам министр здравоохранения СССР академик Б. В. Петровский. Все представлялось рутинным, несложным и должно было закончиться максимум через час. Но тут под руку вмешался бес в виде «авось». Хирург обнаружил в кишечнике непредвиденную небольшую опухоль и решил «зараз» удалить и ее, хотя ее внешний вид и характер не внушали опасений. Опухоль было «осумкована». Масштабы операции разрастались, время шло, пациент продолжал находиться под общим наркозом. Вскоре потребовалось искусственное дыхание, а для этого не было подготовлено необходимого оборудования. Выяснилось, что пациенту не сделали даже предоперационной электрокардиограммы. После четырех часов появились симптомы нарушения сердечной деятельности и, несмотря на все усилия врачебной команды, Сергей Павлович Королев скончался в возрасте 59 лет. Официальное заключение, опубликованное в газетах после его смерти, полно оправдательной для врачей полуправды, но все, кто был близко знаком с обстоятельствами трагедии, однозначно говорят, что потеря гениального конструктора была результатом цепи чисто человеческих ошибок. Интересующиеся могут почитать историю этой трагедии в работе писателя Ярослава Голованова «Королев».

В Заповедях ясно сказано: «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего», но мы впали в такой глубокий грех лжи, что почти совсем отвыкли глядеть в глаза правде. Это мешает нам непредвзято и открыто признавать собственные ошибки, чтобы не повторять их в будущем. Страх перед судом земным связывает нам языки и руки, мы забываем, что перед Судом Божьим нам не будет никакого оправдания.

Мы с прискорбием должны признать, что по вине наших сограждан СССР-Россия стала страной, занимающей первую строчку по количеству крупных катастроф с массовыми человеческими жертвами. Одна Чернобыльская трагедия навечно войдет в список самых масштабных технических аварий. Взрыв и пожар на 2-м блоке Чернобыльской АЭС произошли 26 апреля 1986 г., а губительные последствия их будут ощущаться многие сотни лет. Земля, накрытая радиоактивными осадками, останется мертвой. Люди, пострадавшие от облучения, генетически передадут свою болезнь через «миры и века». Все, кажется, ясно и понятно, кроме одного: какова причина этой катастрофы. Десятки комиссий исследовали вроде бы все обстоятельства, но так и не дали однозначного ответа на этот вопрос. Если в составе комиссий преобладали эксплуатационники АЭС, то они все валили на несовершенство конструкции реактора, если же большинство принадлежало лицам из стана конструкторов, то вина возлагалась на эксплуатационников. И эта политика «взаимного обвинения» не прекращается и по сей день. А чтобы окончательно запутать любопытных выдвигаются гипотезы о возможном влиянии землетрясения, о вероятном попадании шаровой молнии и т. д.

За годы советской власти нас очень капитально приучили к вранью. Оно стало почти неотъемлемой частью нашей общественной жизни и настолько въелось в плоть и кровь, что и сейчас мы не предпринимаем ничего, чтобы от него избавиться. Коррупцию хотя бы осуждаем на словах и имитируем борьбу с ней, а о засилье лжи даже не говорим. Так, изредка вспоминаем, как Б. Ельцин просил потерпеть несколько месяцев перед наступлением пушистой рыночной благодати или как непотопляемый А. Чубайс обещал два автомобиля за один «ваучер». Да мало ли кто еще сулил и сулит нам «светлое будущее»! А я только вспоминаю слова моей покойной бабушки, которая говорила, что все лгуны будут на том свете лизать раскаленные сковородки либо их подвесят за языки на мясные крюки.

17 августа 2009 года на крупнейшей в России Саяно-Шушенской гидроэлектростанции произошла беспрецедентная в истории мировой энергетики авария. Вырвалась из своей рабочей камеры бешено вращающаяся многотонная гидротурбина и стала метаться как ведьма по машинному залу, круша все вокруг. В открывшийся зев хлынул мощный поток воды, в считанные минуты затопивший почти все служебные помещения ГЭС. Погибло 75 человек. Вышла из строя вся станция. Остановились все сибирские алюминиевые заводы, питавшиеся ее энергией. Потери с трудом поддаются точному подсчету.

Официальные документы сухо фиксируют, что причиной катастрофы стало «разрушение шпилек креплений крышки турбины гидроагрегата». Но виноваты не шпильки, срок службы которых определен расчетом сопротивления металлов, качеством материала, из которого они изготовлены, надлежащим техническим обслуживанием. Виновны люди, которые в январе-марте того же 2009 года проводили средний ремонт злосчастного агрегата и, зафиксировав, не устранили вибрацию. При допустимом пределе в 160 мм вибрация уже в июне месяце превысила эту «красную черту»; за четверть часа до катастрофы вибрация достигла 600 мм. Еще можно было предотвратить беду, но система виброконтроля не была введена в эксплуатацию. Все причастные к аварии должностные лица оказались профессионально деградировавшими людьми, действовавшими на «авось».

Мы можем до бесконечности перечислять резонансные катастрофы, вспоминать трагедию «Курска», многочисленные взрывы на российских угольных шахтах, гибель в морях плавучих буровых установок и кораблей и везде без исключения мы будем натыкаться на пресловутый «человеческий фактор» т. е. на безответственное, преступное поведение людей, забывших Бога.

Справедливости ради отметим, что эта беда не является эндемической для одной лишь России. И в других странах мы встретим образцы «головотяпства со взломом». Всем уже «проела плешь» история океанского лайнера «Титаника», который ушел с полутора тысячами пассажиров на океанское дно из-за капризов судовладельцев, тупости капитана и просчетов корабелов.

Всего около года назад по лихости капитана сел на рифы и лег на бок в нескольких сотнях метров от итальянского берега огромный круизный лайнер «Коста Конкордиа». Но, по-моему, все рекорды побили польские летчики, которые «на авось» пытались посадить в непогоду самолет, в котором почти вся польская государственная элита летела в Катынь, чтобы еще раз ударить по незажившим ранам недавнего прошлого. В таких катастрофах выживших не бывает. Трагедия как бы вразумляла нас: «Хватит устраивать политические игры на усыпанной шипами истории российско-польских отношений». Во время недавней поездки Святейшего Патриарха Кирилла в Польшу именно к этой мысли пришли духовные наставники наших народов и обратились с ней к своей пастве. Давно пора полякам и русским вытащить ноги из вязкой болотной топи сложной истории и выйти на твердую землю добрососедства.

Деградация, как и смерть, не разбирает ни сословных различий, ни расовой или конфессиональной принадлежности. Чтобы завершить наш затянувшийся разговор на эту тему, мы с внучкой вспомнили хорошо известных деятелей российской истории и наших дней, полагая, что лучшей иллюстрации для поднятой темы нет.

Премьер-министр России Петр Аркадьевич Столыпин за пять лет пребывания в этой должности (1906-1911) успел провести столько глубоких кардинальных реформ, что навсегда вошел в историю как решительный новатор. Против него было совершено 11 покушений. Однажды была взорвана его дача на Аптекарском острове и тяжело ранена его дочь Наташа, которой грозила ампутация обеих ног. Император Николай II предложил ему необходимую материальную помощь для лечения дочери, но П.Столыпин, всегда живший в стесненных финансовых обстоятельствах и бравший займы в банках, ответил: «Благодарю Вас, Ваше Величество, но мы справимся с бедой своими силами!»

Другой крупный государственный деятель Сергей Юльевич Витте, бывший в свои молодые годы ответственным за безопасность движения поездов по Юго-Западным железным дорогам, на глазах императора Александра III, вступил в жесткую дискуссию с адъютантами Государя, которые требовали прицепить второй локомотив к поезду, чтобы быстрее доставить Его Величество к пункту назначения. С. Витте не уступил, ссылаясь на требования безопасности, и оказался прав. Император заметил молодого чиновника, и это стало стартом его замечательной государственной карьеры. Перейдя на госслужбу, С. Витте потерял в зарплате (вместо 40 тысяч рублей в год стал получать 8 тысяч), но остался в народной памяти как строитель Транссибирской железнодорожной магистрали и автор самой эффективной денежной реформы, сделавшей рубль одной из самых устойчивых валют в Европе.

Теперь сравните их с В.С. Черномырдиным, от которого после 6 лет пребывания на посту премьер-министра (1992-1998 гг.) осталась только самоуничижительная, но ставшая «крылатой» фраза: «Хотели как лучше, а вышло как всегда!». А уж о некоторых недавних министрах лучше помолчим, чтобы не впадать грех.

Себе же самим в наступившем новом году пожелаем жить предельно честно и ответственно, как по отношению окружающим нас людям, так и к работе, чтобы не только не опорочить высокое звание православного христианина, но и по мере сил противостать идущему много лет процессу деградации нашего государства.