«Укрзализныця» — пьяные дебоши и цыганский шмон

Уже две недели как нет свободных мест на горных курортах Закарпатья. Забронированы практически все гостиницы Львова – столица Галичины готова отдаться рождественским туристам. Традиционный новогодний аншлаг в Крыму, хотя VIP–здравницы Южнобережья заламывают астрономические цены.

Что самое любопытное: как минимум две трети клиентов украинских курортных зон — это россияне и белорусы. Не важно, зима или лето, но именно они прокладывают карпатскую лыжню и заполняют набережную Ялты. Самостийным громадянам не по карману отечественный отдых, зато русским здешние ценники кажутся просто смешными. Журналы с рекламой дешевых «рождественских каникул на Львовщине» лежат даже в калужских электричках.

Итак, сотни тысяч наших людей уже поехали. Учитывая нынешнюю погоду, с гололедом и туманами – машины и самолеты слишком рискованны. Остается поезд, который наверняка довезет. Но как?

Российские пассажиры привыкли, что у себя дома железнодорожные составы обязательно сопровождает полиция. Патрули ходят по пригородным маршрутам, стражи порядка обязательно сопровождают дальние поезда. Билет обязательно именной, с паспортными данными, что повышает ответственность пассажира. Конечно, это не решает всех проблем безопасности, но все-таки служит хоть какой-то гарантией.

Однако на Украине ничего этого нет! Проездные документы оформляются без паспорта. А главное, украинская милиция уже полгода как вообще не сопровождает поезда! Забота о сохранении жизни, здоровья и имущества пассажиров стала здесь делом самих пассажиров…

Сейчас сами милиционеры оправдываются — влиять на криминогенную ситуацию в пути никак не можем, потому что еще летом железнодорожное ведомство «Укрзализныця» отказались от милицейского сопровождения составов.

Ответ «Укрзализныци»: отказались от милицейского сопровождения, так как от него мало проку. «Милиция просто ездила в поездах, занимала купе, а число правонарушений и раскрываемости были низкими», — утверждает начальник железнодорожной пресс-службы Елена Лизунова. По ее словам, «из-за безделья ментов» возобновлять сопровождение в поездах они даже не планируют.

Проще говоря, жалко стало отдавать места, за которые можно взять деньги. На границе российские патрули обязаны покинуть состав. И в результате поезда терроризируют пьяная мразь, а воры ходят по вагонам, как у себя дома. То же самое происходит на внутриукраинских маршрутах.

«Свободная Пресса» уже писала, как минувшим летом в запорожской степи усыпили и ограбили пассажиров фирменного состава, который шел в Крым. Обобрать все спальные и несколько лучших купейных вагонов поезда № 36. Взяли самую дорогую одежду, фотоаппаратуру, мобильники и, конечно, деньги.

Ночные гости перетряхнули все чемоданы, а люди не слышали никаких движений. Большинство пострадавших – состоятельные киевляне. Утром у многих слезились глаза, случались приступы удушья – явный признак токсикологического отравления газом.

Однако «газовая атака» пока что редкий эксцесс. Зато обычным ворам, гопникам и хулиганам в пути настоящее раздолье.

…На днях собкор «СП» имел несчастье попасть в поезд № 146 «Киев-Симферополь». Хороший, чистый и теплый купейный вагон. Вежливые проводницы, нормальные соседи. Но одно купе заняли возвращавшиеся домой вахтовики, пьяные еще на вокзале. В пути громогласная гулька продолжалась.

Мужики общались друг с другом матом, причем слышал это весь вагон, женщины и дети. На требование проводниц прекратить хамство мерзавцы отвечали, что в своем купе могут делать, что хотят. В ответ на угрозы «высадить с поезда» отвечали ухмылками: «Ну высаживай, с… !»

Ночь прошла под грязную ругань. Мужчины-пассажиры откровенно боялись попасть под кулак или нож пьяной компании. Бригада проводников потом оправдывалась, мол, сделать ничего не могли, а за возможную остановку состава из-за скандала начальство взгрело бы их самих:

— Раньше, когда было милицейское сопровождение, менты уже в пути оформляли на таких протокол и быстро ссаживали на ближайшей станции. Теперь надо останавливать поезд и оформлять происшествие в ЛОВД. Хулиганов заберут, а нас потом оштрафуют или даже уволят…

Под утро похмельные вахтовики вышли сами. Но случилась новая напасть – на подъезде к Крыму по вагонам побежали цыганки. Нагло, без стука распахивали двери купе, просили денег или «чего покушать».

Хорошо, если внутри кто-то бодрствовал. Но многие пассажиры еще спали или отправились в туалет. Гостьи брали все, что под руку попадало. В одном купе украли планшет, опрометчиво оставленный хозяином на верхней полке. Из другого утащили меховую шапку…

Заявление о краже можно было написать лишь в линейном отделении Симферополя, но предельно понятно, что затея бесполезная. Пассажиры предъявляли претензии проводникам: почему пускаете в поезд посторонних? Ответ шокировал:

— Один наш закрыл свой вагон от цыган. Так его в отместку на обратном пути, ночью в Джанкое подрезали. Кому такое надо? Без охраны поезда стали проходной двор. Нечего скрывать. По ночам проводники прячутся у себя, потому что боятся.

— Мы ехали в купе поезда Киев—Севастополь, закрылись на защелку. Ночью обнаружили, что у меня и у дочки украли деньги и два дорогих телефона стоимостью по тысяче евро. Проводники говорят — воры научились открывать закрытые купе ножами. Вытащили прямо из сумки, которая была у меня под головой, — рассказала Виктория Алахвердиева. — У других пассажиров в нашем и соседних вагонах тоже украли деньги и банковские карточки. Беспредел! Кто-то же запускал этих людей… Охраны в составе не было.

Такова сегодняшняя реальность украинской железной дороги. Единственный совет путешественникам – быть тут предельно внимательным и осторожным. Потому что обращаться за помощью – некуда и не к кому. Сейчас «Укрзализныце» не до безопасности пассажиров. На Украине продолжается национальная трагикомедия со скоростными электропоездами поездов Hyundai.

За последние два месяца десять «корейцев», которые обошлись Украине в 307 миллионов долларов, ломались больше 70 раз! Составы останавливались в поле, люди часами мерзли в вагонах без света и отопления.

Спасая замороженные супер-поезда, их волокут тепловозы советских времен. Дошло до того, что на предновогоднем заседании Совета регионов закупку Hyundai раскритиковал сам Виктор Янукович

Контракт накануне Евро-2012 лоббировал экс-министр транспорта Б.Колесников. Чиновник почему-то не удосужился проверить, насколько корейская техника пригодна для эксплуатации на украинских дорогах. Оказалось, что использовать ее в зимний период у нас вообще невозможно.

Как результат, в состав нового правительства Борис Колесников не попал. Но что делать с азиатским хламом на колесах? Лишь за 26 декабря из 16 рейсов, которые осуществляют Hyundai, на семи поездах пришлось менять вышедший из строя подвижной состав. В тот день по информационным агентствам прошло сенсационное сообщение — «Укрзализныця» приняла решение на новогодние праздники вообще снять с маршрутов корейское чудо техники. Увы, за сутки в железнодорожном ведомстве подсчитали, сколько денег придется вернуть за уже проданные билеты – и уже 27 декабря опровергли это сообщение.