10 наиболее распространенных мифов о евреях: часть 2

Первые евреи поселились в итальянских пределах Римской империи в 1 веке до нашей эры. После поражения иудейского восстания и разрушения Иерусалимского Храма Титом. К тому времени уже, как минимум, три века со времен раннего Рима, в нарождающейся могучей империи существовала отлаженная и эффективная система кредитования.

По началу, до римских завоеваний, ростовщичество было презренным уделом неграждан Рима — жителей итальянских городов- латинов. Но по мере того, как новорожденная сверхдержава входила во вкус все новых и новых территориальных приобретений ей требовались деньги. Ростовщичество стало самым быстрым и эффективным способом их получения

Для начало государство обложило процентами долги по выплате государственных налогов. Должников не расплатившихся по долгам и процентам на них ждало рабство или публичная казнь.
Позже, в самом Риме и в завоеванных им провинциях, фискальные обязанности возлагались на многочисленных римских «всадников» -привилегированное денежное и земельное сословие. Они же становились и основными, а часто и монопольными кредиторами окраин Римской провинции и самого Великого Рима. Первейшими среди них, разумеется, становились римские прокураторы. Одним из которых, кстати, был…» жестокий прокуратор Иудеи, римский всадник Понтий Пилат» (с.М.Булгаков). То есть, на этом этапе своего исторического пути евреи не только не были игроками на поле суровых кредитно-ростовщических «игрищ» римского амфитеатра действий, но даже не были приглашенными получить удовольствие от них, хотя бы в качестве сторонних, но приближенных наблюдателей.

Напротив, вплоть до принятия Римом христианства, частью насильно, частью добровольно переселившиеся на Аппенинский полуостров и в другие европейские провинции империи, евреи занимались тем же, что и большинство «понаехавших» и коренных жителей — сельским хозяйством, ремеслом, торговлей…да еще отдавались наемниками в римскую армию. Да, да! Вопреки бытующему, ныне ,еще одному мифу о евреях ( о нем речь пойдет в следующих публикациях) евреи довольно высоко ценились как воины. Впрочем, были среди них и те, что пополняли римские легионы не по зову меча, а попросту отдавали себя в наемники за долги.

Стоит отдать должное римлянам. Одержав трудную и жестокую победу над евреями, они утратили особый интерес к самим иудеям, к их чудной, ни на что не похожей религии и ни как не выделяли их из числа других побежденных народов. В этот период на пространстве от Египта, до Германии и островов Британии проживало всего 4 млн. евреев ( 7% от всего населения империи), свободно исповедовавших веру в своего единого бога, практически ни как не ограниченных в правах на любые виды занятий и трудовой деятельности. Странно. Но именно в этот период относительно свободного своего существования, евреи занимались всем чем угодно, но только не ростовщичеством. Вопреки расхожему мифу, приписывающему евреям врожденную, обусловленную их религией страсть к накопительству, евреи, предоставленные СВОБОДНОМУ выбору рода деятельности оставались совершенно равнодушны к такому быстрому и легкому способу обогащения, как ростовщичество.

Все изменилось с принятия Римом христианства. Собственно, с самого своего начала, до этого периода история евреев ни чем существенным не отличалась от истории других малых народов, попавших в геополитические жернова на пересечении исторических эпох, границ сменявших друг друга империй, рождавшихся и умиравших цивилизаций.

Пожалуй первые гонения, взбунтовавшихся «студентов» на свою «alma mater», можно полагать началом той самой специфической формы ксенофобии, которую позже назовут антисемитизмом. Одним из следствий, начавшихся в раннем средневековье перемен в положении иудеев, стало появление еврейского ростовщичества.

Почему это произошло? Настолько ли велики, насколько пытаются представить обывателю идеологи антисемитизма, масштабы этого явления?

(Продолжение следует)