Эстафета Олимпийского огня. Тула

Улицы на маршруте следования Факела, то есть все центральные магистрали Тулы, превентивно перекрыли в семь утра и открыли только в восемь вечера, когда Кортеж уехал в Рязань. Власти официально рекомендовали бизнесу устроить сотрудникам в понедельник выходной. Понятное дело, сняли с занятий школьников и студентов. В результате Тула выглядит как мечта Варламова — на чистых пустых дорогах только редкие автобусы и трамвайчики.

1. Встречая Эстафету, туляки расшибли себе лоб на отличненько. Но обо всём по порядку. Весь город завешан наружкой вот примено с такой же плотностью, как на фотографии. Если туляк не знает об Эстафете — он, вероятно, был в коме последний месяц.

2. Ещё из перегибов на местах. Улицы на маршруте следования Факела, то есть все центральные магистрали Тулы, превентивно перекрыли в семь утра и открыли только в восемь вечера, когда Кортеж уехал в Рязань. Власти официально рекомендовали бизнесу устроить сотрудникам в понедельник выходной. Понятное дело, сняли с занятий школьников и студентов. В результате Тула выглядит как мечта Варламова — на чистых пустых дорогах только редкие автобусы и трамвайчики.
С утра мы поехали в Ясную Поляну — усадьбу в 14 км от Тулы, в которой родился, работал и похоронен Лев Толстой. Кажется, Толстой — главный бренд Тулы, важнее самоваров, пряников и оружия. Здесь на парковке стоит сцена, всё готово, но никого пока нет.

3. В девять часов приехали первые зрители — бесконечная колонна автобусов с школьниками.

4. В этот момент я лёг спать на заднее сиденье «Туарега». Ближе к 11 часам проснулся. Усадьба выглядела так:

5. Зрители. В Тульской области холодно, но яркое и резкое солнце, снимать тяжко.

6. Участники представления

7. Преставление. Было хорошее детское шоу танцевальных и спортивных коллективов.

8. Преподаватель не то суфлирует танцорам, не то сама пританцовывает.

9. Зрители

10. Барабанщицы. Играют, разумеется, классическим хватом (левая рука держит палочку как ложку). Так же играет удивительный драммер Михаил Краев из «Зверей».

11. Если не ошибаюсь, это Анатолий Гайдук. Он стоит с факелом Московской Олимпиады, который нёс здесь 17 июля 1980-го. Сейчас Гайдуку 74 года, он продолжает бегать полумарафоны. 33 года назад этапы Эстафеты были 1000-метровыми, а не 200-метровыми, как сейчас. Недовольных блогеров сразу увозили на Лубянку. А передавали не огонь, а сам факел. Тем не менее, один из факелов остался у Анатолия и он хранит его дома в специальном «Олимпийском уголке».

12. Моисеева Елена, легкоатлет (II взрослый по бегу).

13. Зрители снимают на всё, что может снимать. Каждого из 14000 участников Эстафеты за эти 120 секунд забега фотографируют больше, чем за всю его предыдущую жизнь. Если это не Киркоров, конечно.

14. Наконец, показывается первый участник Яснополянского этапа эстафеты — чиновник Владимир Толстой, потомок писателя. Вокруг факелоносца банда фотографов, операторов и сочувствующих с аккредитацией и без. Зрители за оцеплением видят только возбужденный рой фотографов и где-то в центре два торчащих факела. То есть для зрителя Эстафета выглядит так: прийти к оцеплению, простоять три часа, 10 минут любоваться факелоносцем, ожидающим Огня, затем наступает ад, ничего не видно, через минуту толпа пробегает мимо и остаётся только бегун с потухающим факелом. Это вот я сделал кадр с вытянутых рук. У меня-то супербейджик есть, я могу подойти вплотную. Бамбошки едва сдерживают журналистов.

15. Маршрут проложен по самой усадьбе, туда зрителей не пустили. Я прошёл. В Ясной Поляне красиво. Усадьба занимает 412 (четыреста!!) гектар. И это не единственная усадьба Толстого. Ну граф всё-таки :).

16. В лесу одинокий факелоносец номер 010 отдыхает на мостике из жердочек через ручей.

17. Здесь фотографов и камерамэнов много меньше, только аккредитованные и неленивые. Бамбошки вежливо остаются за кадром — опасности для факелоносца на мостике нет.

18. Факел под рев толпы наконец-то доносят до сцены. Барабанщицы тоже хотят снять происходящее.

19. Факелоносцы приветствуют публику, чиновники говорят вдохновляющие речи.

20. Начинается файр-шоу любительского уровня. Кортеж уже улетел в Новомосковск, кататься по детской железной дороге. Мы едем в Тулу.

21. Бамбошка, похожий на агента Смита, с нежностью смотрит на нас из-за грязного тонированного стекла VW Crafter.

22. По Туле проложен маршрут в 31 километр, 150 этапов, по всем основным достопримечательностям (см. следующий пост:). К этому моменту (где в 17:00, где и в 13:00) по основным магистралям прекращают и движение автобусов тоже. Центр полумиллионного города становится пешеходно-велосипедным. Обращаем внимание на плотность наружной рекламы.

23. Проезжает автобус, десантируя сначала волонтёров, а потом и факелоносцев. Они, волнуясь, ждут своей очереди.

24. Сколько оранжевых реклам в кадре?

25. Власти Тулы, мягко говоря, перебдели. Кроме стандартной охраны Эстафеты из бамбошек вдоль Кортежа бежит взвод омоновцев в камуфляже, а перед ними — некие суровые ребята в черных костюмах (один внезапно в белом:). Впереди несколько гаишных машин, причем два уазика едут вдоль обочин, вытесняя публику на тротуары. А публика, надо сказать, плотно облепляет ограждения на 100% протяженности маршрута.

26. Передача Эстафеты. Ослепительный Volkswagen. Бамбошки теперь часто садятся на корточки во время передачи кружочком, чтобы не мешать фотографам и не загораживать факелоносцев. Надо сказать, бамбошки — просто таки выставочные полицейские. То есть такие, какими и должны быть настоящие. Если все ФСОшники такие — респект и уважуха им.
Хранители Огня, как они правильно называются, делают своё дело молча, артистично, безошибочно и корректно. Бегут рядом с Факелом не 200 метров, а всю дистанцию Эстафеты. Вежливо отодвигают публику и фотографов, которые готовы факелоносцев затоптать. Открывают клапана и контролируют горение факелов. Если есть возможность — уходят из кадра. В завале (картинка 14) один из Хранителей выдернул маленькую бабушку из толпы пихающих друг друга фотографов и прикрыл, чтобы она сняла факелоносцев на свою пленочную мыльницу. Просто молодцы.

27. По улице Ленина Кортеж едет в два ряда.

28. Тульский Кремль.

29. В это время на площади Ленина, что перед Кремлём, уже два часа как идёт представление. Это та часть, которая одинаковая во всех регионах. День сурка для тех, кто едет с Кортежем. В нашей команде такие тоже есть — занимаются техническим обеспечением, работают с дилерами VW, и так далее. Сегодня звонил один из таких менеджеров и задал вопрос: «В каком городе я нахожусь?» Какое счастье, что мы приезжаем за день ДО и уезжаем днём ПОСЛЕ Кортежа. Про другие города пишут мои коллеги — q3d, [Bad username: macos,] gmichailov, shok_darvina. Уже написаны отчёты про Смоленск и Калугу.

30. Лучше перебдеть, чем недобдеть, считают в Туле. Оцепление для зрителей отстоит от сцены метров на семьдесят. Сделан большой подиум перед сценой, оставлено пространство для выступлений массовки, да еще и ВИП-ложи сделаны.

31. Зрителей было очень, очень, очень много.

32. В Туле красиво.

33. Было несколько факелоносцев — колясочников. Факел крепится на специальный штырь на коляске. Едет факелоносец сам.

34. Зайчик.

35. Кортеж делает круг и возвращается к Кремлю. Машины остаются на дороге, факелоносец убегает в Кремль, бежит по стене, передаёт Огонь над главным входом. Белые костюмы (их можно оставить себе, кстати) очень красивые, но ночью, когда на них падает свет, снимать вообще невозможно — одно яркое пятно. Бамбошки остаются за башней — опасности для Огня нет.

36. Один из охранников в костюмах. К разговорам нерасположен. Суров. Мокр.

37. Ослепительный Crafter.

38. У велосипедиста с организаторами в синем состоялся смешной диалог:
В: а почему волонтёры не встречают факелоносца?
О: волонтёров нет! Никто не хочет быть волонтёром. Вот ты будешь бесплатно работать?
В: вообще-то я волонтёр.

39. Факел выносят из Кремля, Кортеж стремительно удаляется.

40. На площади всё готово к встрече Огня. Площадь забита людьми. Вип-ложа забита важными гостями. Пространство перед оцеплением забито журналистами.

41. Танцующие девочки, поющие мальчики… На сцену выходит губернатор Груздев. Губернатор принимает Огонь в каждом городе. Реакция людей достаточно разная везде.
Вышли качки-молотобойцы, обеспечившие мощный звук при выходе факелоносца на площадь.

42. Огонь донесён до чаши, началась «вольная программа». Губернатор за сценой выходит на пресс-подход. Рядом с чиновником — велосипедистка Ольга Слюсарева, Олимпийский чемпион и глава областного комитета по спорту.

43. Вип-ложа стремительно пустеет.

44. Начинается концерт группы «Челси». «Самая-моя-моя, самая любимая». Публике нравится.

45. Под «Челси» появляются летающие фигуристки. Девочки висят на трапециях, которые держат автокраны, стоящие за экранами. Потом главная из акробаток показывала сольный номер на подвешанном мотоцикле.

46. Мальчик — подозревайчик.

47. Волонтёры. Они есть!

48. Зрители увлеченно фотографируются рядом с «»Фольксвагеном».

49. «Челси» уходят, появляется Татьяна Овсиенко! «Колечко, на память колечко…». Татьяна чрезвычайно активна, бегает общаться со зрителями к самому оцеплению, приводя в смятение камерамэна, ведущего трансляцию. Певица выглядит лет на 10 моложе своих 46. У меня все молодо в сегодняшнем отчёте выглядят, правда?

50. Сегодня было, по моей оценке, больше 10 000 человек. На фотографии самый конец вечера, когда публика уже начала расходиться и задние ряды опустели. Невероятно — оттуда же вообще ничего не видно, но люди несколько часов стояли и ждали этого события. Прикоснуться к Олимпиаде — бесценно!

51. В жизни всегда есть место улыбке. Даже если ты Агент Смит :).