Территория ненависти

Что удивительно, открыть свой блог на СС меня побудили события, напрямую не связанные с моей любимой игрой или командой. Причина гораздо более значимая, чем любимый «Спартак» или даже сам футбол. Ощущение неприкрытой ненависти, которая пропитала наше общество, отравила нашу жизнь и прочно обосновалась в футбольной среде, подталкивает меня высказаться на эту тему более развернуто, чем это можно сделать в обычном посте.

Очередным поводом к новой вспышке насилия стало убийство русского парня выходцем с Кавказа (предположительно азербайджанцем) в Бирюлево, одном из спальных районов Москвы. Только поводом, причина, разумеется, не в этом. Ненависть копилась давно и для ее выплесков сегодня достаточно и гораздо меньшего повода. Почему же обычное «бытовое» преступление, каких в Москве происходит десятки и сотни в год, превращается в «войну миров», если только в нем замешаны русские и кавказцы, либо даже похожие на кавказцев? Проблема гораздо сложнее, чтобы сводить ее к простому взаимному неприятию культур. Вопрос второй: почему в таких ситуациях «на сцене» обязательно должны появиться футбольные фанаты? Попытаюсь изложить свою точку зрения.

Система бумеранг.

Я сам приехал в Москву с Северного Кавказа в 91 году. Учился, потом пошел работать, женился, защитил диссертацию, короче, остался если ненавсегда, то очень надолго, это точно. Не самые были легкие годы для страны, много чего пришлось увидеть и пережить. По сути, все эти годы были годами хаоса в экономике, в политике, в спорте, во всем. И в этом хаосе основным правом и главным преимуществом, позволявшим людям достигать поставленных целей, стало «право сильного». По «праву сильного» решалось большинство вопросов в области нарождающейся коммерции, да и не только.

Ни для кого не секрет, что многие успешные люди стали таковыми, исключительно используя это право. И тут наши парни (я не отделяю себя от остальных кавказцев) показали себя во всей красе. Совсем не хочется сгущать краски, но своим «образцовым» поведением в эти годы, от бытового хамства на улицах и в общественных местах и до «беспримерных» подвигов бесчисленных этнических ОПГ, затерроризировавших всю страну, наши постарались создать себе «репутацию» и оставить о себе «добрую» память в народе. Ладно бы речь шла только о преступниках. Бандиты — бандиты и есть, что о них говорить.

Но перед глазами множество примеров, когда чувствуя свою силу и безнаказанность, обычные студенты или просто приехавшие в Москву земляки, вели себя вызывающе, демонстрировали свое превосходство над окружающими и устраивали свои дела далеко не праведным путем. Мне, вероятно, не поверят, но такое недостойное поведение совершенно не свойственно горцам. У себя дома, на Кавказе, нормальные люди себя так не ведут. Знающие, могут подтвердить, что уровень бытовой культуры на Кавказе очень высок. Почему то люди менялись попадая сюда (в Москву, Питер и т.д.).

В те годы безвластия многим напористым, дерзким и хорошо сплоченным кавказцам, тихие и интеллигентные москвичи казались «булочками с маком», а Москва идеальным местом для решения любых жизненных вопросов, без оглядки на мораль и закон. Уже тогда было понятно, что вечно так продолжаться не будет и со временем вся эта агрессия вернется бумерангом и ударит по всем нам. Сейчас мне бывает жутко наблюдать, как нормальные, взрослые и вполне адекватные люди превращаются в комок зла и источают ненависть, когда речь заходит о кавказцах, без разбора на то, кто «белый», кто «черный». Но как бы не было неприятно видеть и слышать бесконечные проявления агрессии по отношению к кавказцам, мы должны признать, что виноваты в этой накопившейся ненависти мы сами. Мы создали себе такую репутацию своими руками. Что ж, теперь надо разрушать ее и создавать новую. Это сложно и долго, но другого выхода нет, нам всем жить в одной стране.

Аккумулятор негативной энергии.

Любые гадости и подлости легче всего делать в толпе. Одному как-то не так. И страшно, и мерзко, сомнения, опять же, в голову лезут. А в толпе хорошо! Все побежали и я побежал, все ломали и я ломал, все били и я бил, все жгли и я жег, все…

Поэтому негодяям всех мастей всегда нравилось примазаться к какой-нибудь толпе и заполучить в ней непререкаемый авторитет, чтобы затем манипулировать ей в своих целях. А что может быть лучше толпы фанатов? Разделившись на трибунах стадионов на «кузьмичей» и «фанатов» мы сами выделили из среды болельщиков наиболее радикальную ее часть. Молодые, сплоченные, агрессивные, возбужденные футболом, еще и подогретые горячительными напитками люди на трибунах — просто идеальное место для пропаганды экстремистских идей. Результат не заставил себя ждать — экстремизм пришел в фанатскую среду, как к себе домой. Все самые ужасные пережитки общественного сознания: фашизм, расизм, шовинизм, ксенофобия прочно укоренились в мировоззрении различных фанатских группировок. Подпитываемые энергией сотен молодых людей они рвутся наружу и вспыхивают везде, где только есть достаточный повод для их проявления. Стоит ли удивляться, что ни один этнический конфликт не обходится без фанатов.

И все-таки, я далек от мысли, что все фанаты — идейные экстремисты и не ставлю знак равенства между фанатами и, скажем, скинхедами. В отличие от многих, считающих фанатское движение безусловным злом, я уверен, что состав участников в фанатской среде совершенно неоднородный. Многих фанатов интересует в первую очередь сам футбол и их команда. Всю свою энергию, в том числе и негаивную, они выплескивают на стадионе и такая разрядка может идти только на пользу. Не говоря уже о том, что футбол без фанатов потерял бы очень много от своей зрелищности. Те, кто регулярно ходит на стадион, понимают о чем я говорю.

На фанатских трибунах много совсем молодых людей, по сути подростков, чье мировоззрение еще окончательно не сформировано. Этих жалко больше всего. Вместе с выплеском адреналина и радостью общения с друзьями, вместе с болением за любимую команду на фанатских трибунах им в голову проникают экстремистские идеи, способные испортить молодым людям психику и покалечить жизнь. В то же время молодым трудно самим во всем разобраться. Они легко поддаются влиянию и готовы направить свою неуемную энергию как на добрые начинания, так и во зло, в зависимости от того, кто их направляет. Есть на фанатских трибунах и люди постарше. Кто-то компенсирует радостями похода на стадион свои жизненные невзгоды: неустроенность быта, семейные проблемы, материальную не обеспеченность и т.п.

Таким людям всегда тяжело и неприятно осознавать, что они сами, по большей части, стали виновниками своих проблем. Гораздо легче обвинить в своих бедах кого-то: государство, евреев, кавказцев, американцев, соседей, кого-угодно и направить туда свой накопившийся негатив, счтитая, что таким способом они борются со своими проблемами. Кто-то просто слаб духом и чувствует себя хорошо, только примкнув к толпе. Ради приятного ощущения силы, уверенности и защищенности эти люди готовы принимать ту идеологию, которую им навязывают неформальные лидеры этих объединений. Не обходится, конечно, и без откровенных дураков, чье умственное развитие просто не позволяет им отличить белое от черного, добро от зла. Здесь, как говорится, без вариантов. В общем, на трибуне полно разных людей. Что же заставляет их выходить за рамки боления за команду и устраивать все те бесчинства и погромы, которые уже стали отличительной карточкой фанатского движения?

Во-первых, это отвратительное стадное чувство, которое сидит внутри нас и с которым так трудно бороться. Нам проще сделать какую-нибудь гадость, находясь в толпе, чем что-нибудь хорошее, оторвавшись от коллектива и противопоставив себя остальным.

Во-вторых, это провокаторы. Люди далекие от футбола и от спорта, они пришли на «плодородную почву» футбольных фанатов и принесли туда свои мерзкие идеи и свое искаженное мировоззрение. Эти люди не упали с неба, они были всегда: создавали экстремистские группировки, вели свою пропаганду в СМИ, появлялись на телевидении, агитировали в интернете, но именно фанатская среда стала для них «землей обетованной» где они смогли укорениться и распространить свои взгляды. Их цель — не футбол. Их задача вывести людей на улицы, спровоцировать беспорядки и погромы. Им нужны любые конфликты: межэтнические, религиозные, какие-угодно. Они надеются «поймать свою рыбку в мутной воде».

Они, а не фанатское движение и есть зло с которым должны бороться все: общество, государство, все, кто видит и понимает происходящее, осознает степень надвигающейся опасности, предвидит последствия, грозящие нам в будущем. Хочется верить, что наше общество справится с этим явлением, как оно справлялось и раньше в своем развитии с прочими негативными явлениями, и фанатская среда будет очищена от подобного рода «идеологов зла».