Гуриев: экономисты должны жить долго

Нобелевскую премию по экономике «за эмпирический анализ цен активов» получили три американских экономиста: Юджин Фама, Ларс Питер Хансен и Роберт Шиллер. За комментариями мы обратились к Сергею Гуриеву, бывшему ректору Российской экономической школы (РЭШ), живущему ныне в Париже.

— Почему именно эти экономисты получили премию?

— За последние годы сформировалась большая очередь ученых, которые заслужили Нобелевскую премию. Поэтому теперь премию часто получают ежегодно сразу по два или по три экономиста. Характерно, что Фама получил премию за работы, опубликованные в конце 1960-х — начале 1970-х, Хансен — за исследования начала 1980-х, Шиллер — тоже за давние работы. Они заслужили премию — результаты их исследований вошли в учебники финансов и эконометрики.

— Действительно ли в последнее время в финале Нобеля по экономике большее внимание уделяется именно исследованиям практического плана?

— Да, безусловно. Возможно, выбор именно этих трех лауреатов связан с тематикой их исследований — анализом цен на финансовых рынках. Кризис естественным образом обострил внимание к этим проблемам. Тот же Роберт Шиллер, с одной стороны, большой сторонник развития финансовых услуг, в его книге «Новый финансовый порядок» (The New Financial Order: Risk in the 21st Century) продемонстрировано, как финансовые услуги способны улучшить жизнь. Он и сам придумывал финансовые инструменты. Например, индекс на цену жилья (индекс Кейса—Шиллера). С другой стороны, Шиллер в начале 2000-х предупреждал о развитии пузырей на рынках и с цифрами на руках предсказывал кризис 2008 года.

— Кто еще мог бы претендовать на Нобеля из действующих экономистов и, быть может, незаслуженно обойден вниманием?

— Это большой список, большая очередь: наверху — всегда одни и те же имена, хотя появляются и новые фамилии. У каждого есть шанс. Главное — дожить. Экономисты должны жить долго…

— Когда у российских и — шире — русских экономистов появится шанс стать нобелевскими лауреатами (Леонид Канторович получил премию слишком давно, в 1975-м)?

— Напомню, что есть еще три нобелевских лауреата русского происхождения — Василий Леонтьев, Саймон Кузнец и Леонид Гурвич. И у тех российских экономистов, которые живут в России, и у тех, кто работает за рубежом, есть шансы. Опять же не хочу называть фамилии, чтобы никого не обидеть. К тому же есть много молодых перспективных исследователей. Повторюсь: главное — дожить до премии…

P.S. Мы спросили Сергея Гуриева, вынужденным образом покинувшего родину летом (см. «Новую», № 60 от 5 июня 2013 г.), не изменились ли обстоятельства и не появилась ли у него возможность вернуться. И получили ответ: нет, такая возможность не появилась.

История вопроса

Премия для экономистов памяти Альфреда Нобеля учреждена Шведским национальным банком (Sveriges Riksbank), старейшим Центробанком Европы в 1968 году. В феврале каждого года формируется лонг-лист претендентов. Лауреатов выбирает Королевская шведская Академия наук.

За все время существования премии ее получили 74 экономиста. Самым молодым лауреатом в 1972 году был Кеннет Эрроу — 51 год. Леонид Гурвич получил премию в 90 лет. Лишь одна женщина — Элинор Острем — была удостоена этой премии в 2009 году. Средний возраст лауреатов Нобелевской премии по экономике — 67 лет.