Держится молотком: про олимпийский транспорт

До Игр в Сочи еще три месяца, но дух российской Олимпиады уже витает. Доступен в эти дни и олимпийский транспорт — российские автобусы голицынского завода «ГолАЗ» — покататься может каждый.

Предназначенные для перевозки гостей и участников Игр автобусы проходят сейчас обкатку на пригородных маршрутах в Подмосковье. Завод «ГолАЗ», контролируемый группой «ГАЗ» Олега Дерипаски, обязался поставить областной компании «Мострансавто», официальному перевозчику Олимпиады, 709 машин. Полная стоимость партии составляет 6,6 миллиарда рублей. А сами автобусы являются победителями конкурса коммерческого транспорта Comtrans в номинациях «Перспектива года» и «Лучший коммерческий автомобиль-2011».

— Руки бы тем, кто их делал, надо оторвать! — такая, например, запись о «перспективе года» имеется в журнале замечаний шоферов «Мострансавто».

Выдержки из этого журнала — одна из частей большой презентации «системных и технических недостатков» олимпийских автобусов, которую подготовили в «Мострансавто» для коллег из «ГолАЗа». Документ этот попал мне в руки на днях. Вместе с пожеланиями инженеров и водителей список претензий дополняется семнадцатистраничным слайд-шоу, где описаны наиболее опасные дефекты.

Например, электропроводка, проложенная на отопительных радиаторах в салоне. Топливные шланги и кабели, протирающиеся о металлические конструкции. «Двери-убийцы», которые при открытии (выдвижении) выстреливают с силой наружу. Некачественно приклеенные и выпадающие салонные окна. Наконец, в моторном отсеке автобуса найден слесарный молоток, закрепленный враспор на воздушном ресивере и обработанный антикоррозийной краской. На приемке в «Мострансавто» молоток определили как посторонний предмет, но как он попал туда — все еще загадка. Из мелочей: саморезы, выступающие острием со дна полок для ручной клади, водопроницаемый багажный отсек, оголенная проводка в блоке управления… Забегая вперед, надо сказать, что в «ГАЗе» меня заверили, что большинство дефектов на данный момент уже исправлено. В «Мострансавто» же настаивают, что существенные претензии, наоборот, были проигнорированы.

Кто-то скажет: все это похоже на происки конкурентов, может, они и насовали в двигатели молотков, оголили проводку?! Другие, конечно, заметят: хоть и с молотком, но автобусы-то ездят. Едет гордый наш «ГолАЗ», собранный в Голицыно из агрегатов Scania. С такими мыслями я срочно отправился в автоколонну 1417 (г. Коломна), где обкатывается гордость отечественного автобусостроения.

Не считая электричек «РЖД» «Ласточка», «ГолАЗы» будут основным олимпийским транспортом в Сочи. На обкатке в «Мострансавто» уже 552 автобуса — все они считаются принятыми в эксплуатацию. Тем не менее, по договоренности с транспортниками, устранение дефектов берет на себя «ГолАЗ». Но, как жалуются в «Мострансавто», завод устраняет неполадки выборочно.

Каждый день в Коломну прибывает еще несколько новых машин. Автобусы инспектируют совместно инженеры Scania и «Мострансавто». Руководитель приемной комиссии, ведущий инженер Алексей Батов, встречает меня в смотровой яме. В синей спецовке с планшетом, Батов хмуро вглядывается в автобусные тылы.

— Отсюда вся голая правда видна, — говорит Батов. — Для кого-то просто провода и железки, а я сразу вижу работу шаловливых ручонок… А вы что здесь хотите увидеть?

— Полицейский разворот, — честно признаюсь я, — занос и экстремальные петли.

— Разворот не обещаю, — задумывается ведущий инженер. — Но можно «электрическое кресло» устроить или «дверь-убийцу».

Батов подробно показывает мне дефекты, описанные в презентации. «Дверь-убийцу» испытывает на себе. По заключению инженеров, выстреливание дверей происходит, если водитель нажал на кнопку «открыть» до полной остановки автобуса — компрессоры тут же начинают нагнетать воздух в отпирающий механизм, но двери еще заблокированы специальной защитой и откроются только при остановке. Сжатый воздух с силой тогда и выбивает их наружу.

— Такие двери, конечно, могут навредить людям, стоящим на остановке, — рассказывает Батов. — Если я буду стоять близко к ним, они меня сшибут. Или защемят. Показываю…

Инженеры из Scania молча отошли в сторонку.

— А вы что скажете? — спросил я представителей шведского автоконцерна.

— Можем говорить только про шасси, двигатель и электронику, — смущенно объяснил инженер от Scania Алексей. — К ним никаких претензий, они наши. Все остальное — без комментариев, не наших рук.

— У нас тут список из более чем сотни претензий, — продолжил Батов. — Причем они касаются всех автобусов. Например, окна, которые вываливались на ходу, оттого что производитель не использовал нужные клеющие компоненты. Про молоток — это вообще за гранью, откуда он в моторном отсеке?!.

— Мы не можем закрыть глаза на дефекты, потому что на нас тогда ляжет вся ответственность, если что случится, — жаловался мне Вадим Бабушкин, замначальника коломненского техцентра «Мострансавто». — Число неисправностей, которые мы регистрируем, огромно. Каждая машина, находясь в эксплуатации всего два месяца, сходила в среднем 18 раз с маршрута из-за поломок. Хотя покупали мы эти машины за приличные деньги. За ту же сумму вполне можно было купить, например, и новый «Ман»!

Но «Мострансавто» решилось почему-то на закупку «ГолАЗов». Точнее, «ГолАЗ» выиграл открытый тендер при внезапном отсутствии основных западных производителей — Man и Mercedes. В разговоре со мной представитель одной из немецких компаний намекнул, будто от участия в конкурсе их отговаривали российские госструктуры. Впрочем, это уже тема отдельная… Недовольные подмосковные транспортники жалуются, что к партнерству с «ГолАЗом» их склонили «по добровольно-принудительной схеме». Хотя можно было «закупить человеческую европейскую технику и не наживать геморроя».

— Мы за свои деньги купили эти автобусы не для того, чтобы они рассыпались сразу после Олимпиады или во время нее. Мы обновляем весь наш парк, автобусы должны отработать на маршрутах в Подмосковье свой 10-летний эксплуатационный срок.

Надо сказать, голоса придирчивых транспортников совсем затерялись в олимпийкой суете. А в Олимпийском комитете и вовсе дали понять, что транспортники сами в долгу. «Участвуют в таком престижном мероприятии — пусть еще спасибо скажут!» — сообщил мне один из чиновников комитета.

Отдельный разговор — про цену олимпийского «ГолАЗа»: около 9 миллионов за автобус. В этой же нише на российском рынке и впрямь находятся именитые европейские одноклассники — пригородные Mercedes, Scania, Iveco и Man. Выбор же в пользу «ГолАЗа» официальные СМИ назвали поддержкой отечественного автопрома. Хотя голицынский автобус почти целиком собран из иностранных комплектующих (от той же Scania).

Впрочем, почему бы не поддержать выдающуюся отечественную сборку?

Пресс-служба «Группы ГАЗ»

Презентация по итогам приемки автобусов «ГолАЗ», поставленных в ГУП «Мострансавто», содержит устаревшую информацию. Замечания касались первой партии автобусов, с начала августа к данному моменту все замечания устранены и учтены при производстве основной части заказа, составляющего в общей сложности 709 автобусов. По всем допущенным недочетам на заводе введены дополнительные станции контроля качества — например, по герметизации, установке жгутов электропроводки и пневмотрубопроводов, закреплению электропроводки проведено дополнительное обучение контролеров и операторов.

Часть замечаний в ходе анализа были признаны необоснованными и были сняты после совместных совещаний с заказчиком и обучения водителей «Мострансавто», которое также проводилось на «ГолАЗе». При этом «ГолАЗ» устранил не только замечания, но и выполнил дополнительные пожелания ГУП «Мострансавто», которые изначально не содержались в техзадании. Например, производитель дополнительно установил на автобусы тяговое сцепное устройство (для эвакуации), что потребовало изменения конструкции рамы; дополнительный лючок для доступа к стеклоочистителям; декоративные заглушки.

На данный момент Голицынский автобусный завод продолжает производство автобусов по данному контракту в тесном сотрудничестве с ГУП «Мострансавто»: организован двойной контроль качества поставки, для этого обеспечен ежедневный допуск на производство представителей «Мострансавто», которые совместно со специалистами предприятия контролируют все стадии изготовления автобусов и участвуют в подписании чек-листа при отгрузке. Финальная приемка осуществляется при сдаче автобусов в Коломне.