СПЧ даст ОНФ правовую основу для надзора за бюрократией

Закон «Об основах общественного контроля в России» поможет обеспечить исполнение указов президента.

Совет при президенте по правам человека (СПЧ) обещает представить до конца октября проект закона «Об общественном контроле в России», который наделяет общественников правосубъектностью, легитимизирует деятельность гражданских активистов и общественных организаций. После его принятия органы государственной власти не смогут проигнорировать запросы представителей общества. Об этом «Известиям» рассказал председатель СПЧ Михаил Федотов.

— Сейчас идет работа по уточнению формулировок и правовых механизмов. Важно, чтобы это был закон, состоящий не из общих деклараций, а из работающих правовых механизмов, ведь речь идет о создании всеобъемлющей системы общественного контроля, которая охватит все общественные структуры и фактически всех граждан. Нужно создать возможность для каждого человека включиться в работу по общественному контролю, — подчеркивает Федотов.

Согласно новой редакции законопроекта «Об основах общественного контроля», в документе будет прописано, что субъектом общественного контроля будут выступать не только Общественная палата, правозащитные НКО, общественные наблюдательные комиссии, но и «Общероссийский народный фронт». Также в законопроекте прописана административная и уголовная ответственность за недопустимость злоупотребления полномочиями по осуществлению общественного контроля.

Не допускается также и участие в общественном контроле в случае наличия конфликта интересов. Конфликт интересов по документу означает личную заинтересованность представителя общественного контроля, которая может повлиять на процесс принятия решения, а также принести ущерб обществу и его интересам. Примером может служить недавняя ситуация, когда член СПЧ Павел Чиков активно отстаивал в совете позицию заключенной представительницы Pussy Riot Надежды Толоконниковой, впоследствии выяснилось, что адвокат Толоконниковой Ирина Хрунова является супругой Чикова.

Принятие закона позволит крупнейшему в стране общественному движению — «Общероссийскому народному фронту» — осуществлять контрольные функции самостоятельно, не используя полномочия входящих в его состав отдельных членов.

— По большому счету сейчас общественный контроль — это самодеятельность. Органы власти, в которые общественники направляют запросы, могут их просто игнорировать. Они депутатам Госдумы отвечают неохотно, а что уж говорить об общественных организациях. Поэтому надо развивать это направление, — рассказал депутат Госдумы от фракции «Единая Россия», член ОНФ Михаил Старшинов.

Одна из главных функций «Народного фронта» — следить за выполнением указов президента. Бюрократия часто уклоняется от этой задачи.

— Все депутаты от ОНФ говорят, что в России мешает исполнять указы президента отсутствие народного контроля. Потому что из центра идут инициативы хорошие, но они не всегда выполняются на местах. Лично президент за всем уследить не может, ему нужны помощники. Лучшие помощники — это простые граждане, — говорит член ОНФ и депутат Государственной думы Валерий Трапезников.

Его коллега по Думе и по ОНФ Александр Васильев также подчеркивает, что необходимость в принятии закона уже давно назрела.

— Этим законом в существующую систему вводится третья сторона, которая будет работать совместно с органами власти. Поэтому важно определить роль общественности, в какой форме могут принимать участие и что от их действий будет зависеть. Например, если представитель общественности не поставит подпись в акте приемке двора, значит, его не примут. Подрядчик и заказчик могут между собой договориться, а при введении общественности эта связь будет разрываться, — сообщил Васильев.

Член Совета по общественному контролю Госдумы Владимир Осечкин отмечает, что без закона деятельность общественников не воспринимается госорганами как нечто такое, с чем надо считаться.

— Активисты хотят участвовать в общественном контроле, но у них нет полномочий. На сегодняшний день общественный контроль узаконен только в рамках закона «Об общественном контроле в местах принудительного содержания». Всех остальных сфер жизни он не касается. А в них также необходимо развивать общественный контроль, поскольку он реально помогает улучшать жизнь, способствует развитию гражданского общества, — рассуждает Осечкин.

Законом также предусмотрена ответственность за отказ предоставлять информацию или мешать проведению общественных проверок. А сам закон, по мнению руководителя рабочей группы по взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями Общественной палаты Владислава Гриба, дает стимул для развития законодательства.

— Закон дает право общественным организациям проводить расследования с опубликованием результатов и позиций. Надо, чтобы все правовые процедуры были формализованы и учитывались органами власти. Надо установить, кто субъекты общественного контроля, кому можно доверять. Сам закон — повод внести десятки изменений в Уголовный и другие кодексы, законы и подзаконные акты. Это даст импульс для развития всего законодательства, — уверен Гриб.