«Эхо Москвы»: космические Жигули

Ох, неладно у нас в космосе. Спутники падают на дно Тихого океана, ГЛОНАСС тычется в неведении, ракеты валятся в кусты… Даже знаменитый Прогресс-М, отработанный 30-летием службы на орбите и тот улетел под откос.

И нам как-то непривычно осознавать, что развал страны забрался так высоко. Понятно, что на Волочкову и Саяно-Шушенскую ГЭС, (ради которой и перекрывали Енисей), мы давно не рассчитывали, но хоть в космос еще немного верили и слегка на что-то надеялись. Чтобы понять масштаб беды, оценить параметры горя и глубину деградации отрасли не хватало самой малости, небольшого фактического довеска, показательно положенного на чашу. И вот пазл сложился. Правда оказалась пародией, суть — сатирической, гротеск — невиданным. Оказывается, в космосе у нас все настолько же плохо, как и на АвтоВАЗе. Развал таков, что на должность спасителя не стыдно назначить ген.дира Игоря Комарова.

Данная затея с космосом, опекаемым Дмитрием Рогозиным, подразумевает разделение дорогущего Федерального космического агентства с бюджетом в 143.98 млрд.руб. за прошлый год на две сверхдорогие структуры с грандиознейшими бюджетами: Роскосмос и Объединенную ракетно-космическую корпорацию (ОРКК). Первой будет заведовать генерал Олег Остапенко, последние мгновения досиживающий в должности замминистра обороны. В его ведение отойдет политика в космосе, переговоры с внеземными цивилизациями, дальняя космическая разведка, марсианские хроники, филиал на Луне, освоение полезных ископаемых на Солнце и размещение заказа на ракеты и спутники в союзной корпорации ОРКК. А сама корпорация станет подрядчиком данных затей и под руководством Игоря Комарова займется привычным и знакомым делом, то есть выпуском транспортных средств.

Нынешнего начальника пока еще единой организации Роскосмос Владимира Поповкина, выкинут под зад коленом, обвинив на дорожку во всех неудачах, хотя при нем ничего не сломалось, а все упавшее, развалившееся на куски и утонувшее на дне смастерили при его предшественнике Анатолии Перминове. Но ведь это Поповкин не угоден лично Дмитрию Медведеву, а бороться с аппаратом правительства в стране некому. Примечательно, что все трое – Перминов, Поповкин, Остапенко – из космических войск, то есть вполне взаимозаменяемые люди.

А вот Игорь Комаров на всю страну такой один. Он спас АвтоВАЗ. Как с придыханием говорят про него в собственной пресс-службе: «Вывел предприятие из клинча». И хотя ракет на АвтоВАЗе не делали, символика удачного назначения чрезвычайно точная. Как главным достижением завода в Тольятти натужно считается «Калина» переделанная, улучшенная и отредактированная, так теперь Прогресс-М получит шанс прослыть успешно модернизированным и традиционно достигшем те самые зарубежные аналоги, с которыми Комаров прежде тягался на Земле. Уже начинает мерещиться Калина-Восток, Гранта-Союз, Приора-Прогресс. Сергей Чемезов, протолкнувший Комарова на эту должность и не сумевший со своей женой стать подрядчиком АвтоВАЗа по выпуску русских автоматических коробок, наконец-то имеет шанс освоить их космическую разновидность.

Приписанные Комарову достижения на самом деле бумажные, заявленные объемы производства в действительности означают сокращение выпуска, объявленной прибыли нет, а самая главная проблема завода с недопустимым качеством изделий не решена даже при помощи гастарбайтеров из Франции. Зато основная доблесть генерального директора в умении договариваться о деньгах. К тому же только при Комарове удалось продать французам АвтоВАЗ дважды…

Данное назначение отражает гораздо более важную тенденцию. И она не только в том, что вместо ракет мы получим Жигули, работающие на Аи-92, заводящиеся с толкача и в перспективе перекрашенные в желтый цвет для космического тест-драйва. Поповкин не поделил деньги с Рогозиным, тот настучал Медведеву и в результате Чемезов поставил на финансовый поток верного и умелого экономиста Комарова, как в свое время Путин поставил командовать обороной верного и умелого Сердюкова. Руководить наукоемкими отраслями отныне могут директора заборостроительных предприятий. Между ними поставлен знак равенства. А в это время на Земле все трудней с деньгами. Их заметно не хватает. Да и все надежные люди устроены на кормление так, что наградить вотчиной новых выдвиженцев не получается. А космос бескрайний. И по размеру, и по финансированию…

Мы населили необитаемый остров Русский и грянули саммитом АТЭС, организовали Универсиаду в Казани, проведем Олимпиаду, чемпионат мира по футболу, построим всегда убыточную скоростную ветку Москва – Казань, обложим население дополнительной данью, оштрафуем каждого водителя, лишим всех пенсий, выкинем на улицу должников, отрежем электричество, воду и газ неспособным платить, но не откажемся от двух космических структур вместо одной и умело управимся с бюджетными ассигнованиями силами профессионалов редкого, специфического профиля… После чего космические Жигули повезут туристов на Плутон, полетят высаживать кукурузу на Юпитер и доставят пассажиров на корпоратив на Луну…