Иерей Димитрий Фетисов: тюремный перформанс

В Рязанской области, например, нет ни одной тюрьмы, колонии или СИЗО, которые не окормлялись бы священниками. Мне, многогрешному, тоже иногда приходится посещать места «не столь отдалённые».

Недавно, известный писатель и журналист Дмитрий Быков, драматично комментируя новый перфоманс Надежды Толоконниковой – этого выдающегося героя нашего времени, в сердцах кинул, обращаясь к прот. Всеволоду Чаплину и в его лице ко всем нам, людям Церкви – «Сталина на вас нет». Звучит пронзительно, и, скажу прямо – напрягает. Напрягает тот театр абсурда, который, видно, закончится нескоро.

Не стану спорить, что такие события вновь и вновь выявляют людей именующих себя православными и при этом явно радующихся чужому страданию и горю. Пускай конкретный страдалец и сама вместе со своими соратниками сделала всё возможное, чтобы сесть в тюрьму по весьма спорному приговору – её всё равно жалко. Как жалко и её ребёнка, воспитанием которого она бы, наверное, сейчас занималась, кабы не тюрьма.Пускай она нас, не только православных, но и других граждан самых различных убеждений, явно не уважает (помимо кощунства, можно вспомнить много и других примеров акций этих духовно, а возможно и душевно больных людей), мы должны всё равно хотя бы попытаться уважать и даже любить её.

Иначе грош цена нам в очах Божьих.

Пускай эта пассионарная женщина и жаловалась гражданину начальнику на прочих заключённых, – в этом тоже постараемся её не осуждать. Ведь ещё неизвестно как бы мы себя повели в этих, без сомнения, тяжелейших условиях, оказавшись на её месте. Не факт, что из нас выйдет Иван Денисович Солженицын, потерявший все зубы, но не человеческое достоинство.

Всё это так. Но мне непонятно почему в данном случае эта дама – герой, мужеству и благородству которой, по мнению некоторых, должен подивиться каждый. Налицо новый перфоманс и психологическое манипулирование – как бы и в чём ты не согласился с доводами «страдалицы» или доводами о «страдалице» – ты просто чудовище и «Сталина на тебя нет» – потому что она сидит в камере, а ты сидишь у себя дома и, потыкивая клавиатурку, пьёшь чаёк с вареньицем.

Позвольте, мы не только чаи гоняем и по клавишам постукиваем. В отличие от многих говорливых борцов за справедливость, РПЦ, в лице своих клириков и мирян, весьма много делает для пенитенциарной системы России. Пожалуй, нет никакой другой общественной организации в нашей стране, которая столь масштабно, системно и бескорыстно (уж здесь точно спорткарами не разживёшься) занималась бы тюремным служением.

В Рязанской области, например, нет ни одной тюрьмы, колонии или СИЗО, которые не окормлялись бы священниками. Мне многогрешному тоже иногда приходится посещать места «не столь отдалённые», правда, в основном подменяя собратьев, по тем или иным причинам не могущих исполнять свой долг.

Чаще всего бываю в Льговской колонии для несовершеннолетних девочек, где провожу беседы и занятия по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.

Вот уж кого точно жаль, так это воспитанниц этой колоний, в подавляющем большинстве виноватых лишь в том, что их родители – спившиеся деграданты и моральные чудовища. «Убила сожителя своей матери-алкоголички, ткнув его ножом в горло, когда он её насиловал…» – это один из самых распространённых сюжетов попадания в такое учреждение девочки-подростка, о котором вполголоса расскажет вам в учительской воспитательница.

Признаюсь, сюжет с голодовкой заставил меня призадуматься – а как бы я поступил, увидев или услышав от воспитанниц колонии о чём-то страшном, происходящем там. Чем бы я смог им помочь? Нашёл ли бы мужество вот так громогласно заявить, рассказав об этом всему миру через газету ВЗГЛЯД, например?

По ряду причин вряд ли бы я так сделал. Это система и изменить её революцией не удастся – на смену одному испорченному элементу будет вставать другой. Уволь жестокого замначальника – на смену придёт не менее лютый, но более хитрый.А вот нравственно повлиять на них, пригрозив судом Божьим, да, впрочем, и скандалом на крайний случай – можно. Хотя, несмотря на весь мнимый «клерикализм» нашего государства, после этого пускать к осуждённым священника точно перестанут.

Ну а с конфликтами одних осуждённых с другими всё вообще гораздо сложнее. Чаще всего здесь лучше не вставать ни на какую сторону. Если, конечно, речь не идёт о вполне конкретном насилии.

Несомненно, я во многом не прав, жесток и необъективен. Но я хотя бы старался. Мы, священники, старались, и будем стараться, годами совершая своё служение в тюрьмах и оказывая помощь в реабилитации бывшим зекам после их освобождения. Это очень нелегко.

Гораздо легче организовывать перфомансы, всю жизнь потом собирая с этого дивиденды (думаю, о Толоконниковой мы услышим ещё не раз) или грозить, как это делает Дмитрий Быков, внезапно узнавший что в российских зонах всё просто чудовищно, временами «большого террора».

Уважаемый Дмитрий Львович, а слабо туда поездить, на зоны-то, да порадовать своим талантищем девчонок, сидящих в Льговской колонии, например? Встречу берусь организовать. Правда, гонорара не обещаю.

Или боитесь «кровавый режим» Вас туда не пустит?