Маршрутное такси: партизанский марш

В маршрутке у выхода сидит женщина и просит водителя: «Будьте добры — на остановке…» На что водитель, недолго думая, отвечает: «Я добрым вообще не бываю! Даже на остановках…»

Молчание ягнят

Хмурое утро… Маршрутное такси — «газелька»…Втиснулись, едем, стоим «крючками», деньги собираем…. Пожилой мужчина передаёт тысячу, водитель, естественно, заводится с пол-оборота, кричит — сдачи нет, и что некоторым дурачкам надо бы заранее думать о размене, а не соваться со своими «тыщами» в такси по утрам… Перебранка, угрозы высадить. Публика сопит, согласно молчит, мужчина вяло сопротивляется, соглашается виновато выйти… Вступаюсь, водила окончательно заводится, психует, грозит уже высадить всех, скопом. Народ бурчит, но как-то хило, чувствуется, что, останови водила машину, народец вылезет и пойдёт вдоль трассы, унылый, поруганный, на всё согласный… Пришлось тут упереться, воззвать к закону, к совести и моральному авторитету ГИБДД, пригрозить телефонными звонками. Водитель кое-как утих, побурчал, и дальше все ехали мирно, злые друг на друга …

Знакомая картина, не правда ли?.. Конечно, у всех она случается с вариациями, но в целом из года в год в Белгороде звучит одна и та же песнь: отвратительные маршрутные такси и как с ними бороться.

Не знаю, что в этом месте можно сделать. Да и никто, похоже, не хочет этого делать. Власть на местах давно исчерпала кредит доверия у населения по части цивилизаторства дикого племени маршрутчиков, которые до сих пор партизанят в дебрях рынка, как и десять лет тому назад. Помнится, ещё в декабре 2007 года совместном заседании антитеррористической комиссии и оперативного штаба Белгородской области было заявлено, что через два года в области не должно остаться маршруток типа «ГАЗель», так как этот вид транспорта — один из самых опасных. Потому что, во-первых, как правило — это старьё, во-вторых, всё чаще и чаще ими управляют никудышные водители, а, в-третьих, сама организация пассажирских перевозок в областном центре поставлена из рук вон плохо. На что администрация Белгорода тогда скромно промолчала.

Май 2009 года… На заседании областной межведомственной комиссии по профилактике правонарушений и безопасности дорожного движения системе пассажироперевозок Белгорода вновь дана резко отрицательная оценка. Тогда ещё заместитель главы областного УГИБДД Владимир Кондратьев решительно настаивал на необходимости серьёзного изменения существующей системы перевозок пассажиров в областном центре. Центр вновь отмолчался… Если, конечно, не считать спешно собранных заседаний, на которых было обещано, что всё будет хорошо. И совсем уже скоро.

Январь 2010… Оперативное совещание во главе с мэром решило: так дальше жить нельзя. Городские власти прилюдно заявляют о необходимости реформирования городской системы общественного транспорта. Василий Потрясаев тогда подчеркнул, что особое внимание нужно обратить на организацию проведения конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам городского и пригородного сообщения, который намечен был на лето. Это, по мнению властей города, должно было стать переломным моментом в системе пассажироперевозок. И ощутить изменения к лучшему, как было заявлено на том совещании, белгородцы должны уже были в прошлом году.

Напомню: на дворе — январь 2011. Ну, и как? Ощутили?..

Хромой закон

Нет, счёт «облав» и кампаний, которые проводит и ГИБДД, и транспортная инспекция против недобросовестных водителей маршрутных такси в течение одного календарного года, идёт на десятки. Но это — в зачёт автоинспекции, а уж никак не местных чиновников. Одно время были созданы даже спецгруппы ДПС, которые занимались, переодевшись в штатское, сбором компромата на нарушителей за рулём. Эти данные передавались в транспортную инспекцию, а затем в суд, которые мог приостановить или отозвать лицензию на пассажирские перевозки у владельцев предприятий.

И что? Да ничего. Свято место пусто не бывает: лицензии изымаются у единиц, и на месте выбывших оказываются иные, но тоже нарушители. К сожалению, госавтоинспекция может лишь штрафовать за нарушение правил дорожного движения, но не лишить лицензии. Лицензия на оказание пассажирских перевозок выдается на пять лет. И изъять её может только суд. Основанием служит неоднократное отсутствие путевого листа, техосмотра, алкогольное опьянение водителя, систематическое нарушение ПДД. Короче, нужно собрать целый букет умышленных «проколов» на водителя, чтобы заикнуться о лишении лицензии. Например, таких случаев только за 2009 год у автоинспекции набралось более восьмидесяти. Информация о них была направлена сотрудниками ГАИ в транспортную инспекцию Белгорода. Однако, до суда дошло лишь три дела, но и здесь лицензии был лишен всего один перевозчик. Остальные нарушители отделались лёгким испугом: штраф от 4-х до 5-ти тысяч рублей. Дальше — больше: недавно принятый 294-й закон, ограничивающий проверки малого бизнеса, вообще урезал возможности контролёров следить за перевозчиками. Ну, и кто от этого выиграл? Правильно, не пассажир.

СПРАВКА «МК»

В области — 9100 автобусов. В областном центре перевозки пассажиров осуществляются по 40 городским и 74 пригородным маршрутам, в которых задействовано более 1400 единиц автотранспорта. Помимо этого, на обслуживание 10 маршрутов ежедневно на линию выходит свыше полусотни троллейбусов. Согласно требованию правительства РФ отечественные автобусы, выпускаемые со II полугодия 2011 года, должны быть оборудованы системами спутниковой навигации и слежения.

Вот и профилактические мероприятия вроде операции «Автобус» проводятся в области регулярно. И в ходе этих рейдов выясняется: чем дальше — тем страшнее. Прямо, как в русской сказке… В первую очередь, это касается качественного состава водителей, который деградирует на глазах. Так, каждый второй водитель пассажирского транспорта, по словам сотрудников ГИБДД, от начала движения по маршруту до конечной остановки допускает около десятка нарушений ПДД. Да и сами транспортники, не скрывая, говорят о падении качества кадров: жалуются на низкопробный личный состав и узость выбора… Да, хороших водителей категории D, которые имеют право работать на автобусах, мало. Квалифицированный костяк водителей истончается, многие из них — в силу «рабских» условий труда — уходят с маршруток. Но зато есть целая когорта людей, которые «плавают», как цветы в проруби, от одной организации-перевозчика к другой, всякий раз покидая место работы из-за низкой профпригодности. И никто этому партизанскому движению не помеха. Уже и ГИБДД жалуется: информацию о нарушениях водителей она регулярно направляет в мэрию, в совет безопасности города, а также руководителям организаций-перевозчиков. Первые, как правило, вообще не реагируют, а последние отделываются выговором подчиненному. Но, как уже говорилось, даже увольнение такого нарушителя из одной компании не мешает ему устроиться и «рулить» во благо другой.

Кроме того, в Белгороде сейчас нарисовалась тенденция, когда на роль водителей маршруток приглашаются работники из стран СНГ, готовые трудиться за меньшую, нежели россияне, зарплату и молча сносить все издевательства работодателя. Со всеми, как говорится, вытекающими из этой «хромой» ситуации последствиями. И прежде всего — для нас, пассажиров.

Угрожающий крен

Прошло три года, как на верхах было сказано о замене белгородского таксопарка. И публика видит: на улицах областного центра «Газелей» нет. Приличных нет. Более того, за эти три года картина стала ещё мрачнее. Я, к примеру, часто езжу по маршруту №18, который обслуживает новый микрорайон «Заря». Могу поклясться: ни одной сносной машины здесь не бегает. Мало того, что сама «Газель» изначально являет собой ущербный плод конструкторской мысли, так она ведь ещё в ходе шофёрской «реконструкции» и безбожной эксплуатации через три-четыре года и вовсе превращается в натуральную скотовозку. И нынче по городу снуют сплошные рыдваны, которые надо категорически снимать с маршрута и отправлять в утиль. Кто это будет делать? Правильно, некому. Все, кто как-то завязан на этой теме, дружно кивают на плохой федеральный закон «О перевозках пассажиров» и тем самым выписывают себе индульгенцию на свою беспомощность. И убеждают на совещаниях друг друга, что, дескать, да, конечно, — «современные инструменты по созданию качественного транспортного обслуживания пассажиров есть, но вот несовершенное законодательство пока не позволяет жёстко контролировать перевозчиков».

Конечно, на этот финт можно было б «купиться», если всерьёз верить чиновнику… Да, закон не отлажен, но, к примеру, в Самаре, где мне приходилось бывать, или даже в Старом Осколе — закон что — другой? И почему-то в этих городах (особенно — в Самаре, да и, думаю, в других городах России) маршрутное такси — в отличие от Белгорода — похоже на транспорт, который предназначен для людей. Тогда отчего в областном центре дела с пассажироперевозками год от года идут всё хуже? Видимо, потому, что маршрутное такси — это хлебное место. И, по словам главы областного Совета безопасности Сергея Литвинова, ситуация здесь требует коренных изменений. В частности, как сказал он, недоумение вызывают объявления: автобус продаётся уже с маршрутом. «Мы скоро дойдём до того, что будут продавать автобус с маршрутом и с чиновником, его контролирующим», — заметил глава Совбеза. И не надо быть Спинозой, чтобы понять: этот чиновник палец о палец не ударит, чтоб выправить угрожающий крен в сфере пассажирских перевозок. Зачем ему это? Он же не враг самому себе. Потому как в мутной воде, как известно, рыбка лучше ловиться. А заседать, совещаться, плакаться друг другу в жилетку по этому поводу можно сколько угодно. И каждый раз клятвенно обещать гражданам, что положение дел здесь изменится. Решительно и бесповоротно. И совсем скоро: в ближайший понедельник.

Но, как говорится, «верю, верю всякому зверю, а тебе, ежу, — погожу». К примеру, ответа на вопрос: «Почему в Белгороде конкурс на право осуществления пассажирских перевозок не проводился почти пять лет?» — мне услышать в кабинетах чиновников так и не удалось. «Да, ладно, отвечали они мне, чуть смущаясь, о прошлом-то вспоминать. Ведь этим-то летом мы его провели, нормально… Всё наладиться, вот увидите… Уже совсем скоро…» Замечу, что предыдущий конкурс на организацию таких перевозок в городе был проведён в 2006 году. Но и тогда победителями конкурса стали не конкретные перевозчики, а организации, которые сами определяли автобусы, фактически выполняя функции заказчика. Т.е. городская администрация тем самым самоустранилась от этого дела в чью-то пользу. Это, во-первых, нонсенс. А, во-вторых, полный бедлам…

Смотрите, за пять лет, что прошли со дня конкурса — 2006, все маршруты и перевозчики несколько раз уже поменялись. Но ездят по старому муниципальному заказу. То есть, кто ездит, как ездят и куда — никому не понятно. Тёмный лес… Правда, за исключением тех чиновников, которые курируют эту сферу. Также неясно и то, по какой логике разработаны маршруты областного центра. И почему, согласно конкурсу, проведённому в 2006 году, в городе должно быть 900 автобусов, а по факту, согласно справке УИГБДД, работало более 1400. Скажите, эти пятьсот «партизанских» автобусов — они откуда взялись? Их кто пустил на линию, минуя конкурс? Они чьи? И в пользу каких «белых воротничков» они трудятся? Это ведь, согласитесь, какой-то открытый грабёж с привлечением населения. И у горожан есть стойкое подозрение, что чиновники, связанные с этим бизнесом, преднамеренно разваливают муниципальный транспорт, чтобы, видимо, окончательно развязать руки частному извозу и сделать горожан заложниками этого флибустьерского войска. Впрочем, уже сейчас муниципальный транспорт Белгорода являет собой жалкое зрелище, и в час пик наш город похож на какой-нибудь Джайпур, где снуют сотни разномастных и грязных колымаг.

Художественный свист

Почему так? Это вопрос не ко мне… Но одно ясно: до тех пор, пока муниципалитет не возьмет эту сферу под жёсткий контроль — толку не будет. Запущенная болезнь перешла уже в хроническую и срочно требуется хирургическое вмешательство, а не административные пилюли. Спрашивается, а что делать? Для начала — ликвидировать «заказчиков», как ненужных посредников, и на полную катушку использовать механизм лишения лицензии. А квалификацию водителей, внешний вид машин, запрет на курение в салоне, дикую музыку, обязательное наличие кондуктора, единый диспетчерский контроль, техническое и медицинское сопровождение и многое другое — включить в положения ежегодного конкурса на право предоставления пассажирских перевозок.

Для этого не нужно никаких особых нормативных актов и перекройки законодательства. Нужна лишь добрая воля муниципалитета. А вот её-то как раз и нет. Весь административный пар ушёл в свисток и художественную говорильню. И, честно говоря, всё, что перечислено, надо было сделать ещё вчера. То есть — лет пять-семь назад. Хотя бы. Сейчас же город дошёл до точки кипения и срочно нуждается в коренном сломе и перестройке всей системы пассажирских перевозок. Ведь маршрутные такси — как явление — угнетающее действуют на транспортную жизнь города. Агрессивное вождение, высокая аварийность в сочетании с конкуренцией за пассажира на дороге — всё чаще приводит к коллапсу всего транспортного потока в Белгороде.

Поэтому недоношенные «газельки» и убитые ПАЗики из областного центра надо просто убирать. На основных машрутах и в центре города должны работать большие дизельные автобусы, вместительные и безопасные. Почему наши соседи — Курск, Орёл и Воронеж могут себе это позволить, а Белгород даже на их фоне выглядит рахитом, который за 10 лет не вырос в этом месте ни на дюйм? За это время и автомобильный парк города вырос в два с лишним раза, и нагрузка на транспортную инфраструктуру здорово увеличилась, и населения прибавилось, и сам город изменился, а по дорогам всё так же снуют сотни отвязанных маршруток — «капсул смерти». И горожане по-прежнему ежедневно вынуждены вручать свои жизни в дрожащие руки хамовитого водителя на затрапезной машине, собранной ещё в прошлом веке.

Аплодировать-то когда?

Ну, и чего дожидается администрация города? Страшной аварии, когда наружу вылезет вся эта неприглядная, местечковая картинка, и наш Белгород просклоняют по всем телеканалам? Или она стойко верит, что эта «маршрутная пробка» рассосётся сама собой? Похоже, что так. Одна беда: горожане муниципалитету не верят. Свой кредит доверия по части транспорта муниципалы профукали. Бездарно и политически незрело. И дело здесь дошло до красной черты: транспортную проблему Белгорода взялся разруливать уже сам губернатор. В конце октября он предложил председателю Совета депутатов Белгорода Евгению Егорову инициировать проект по созданию цивилизованной системы пассажирских перевозок в Белгородской агломерации. Дикие «газельки», по его словам, должны сменить ареал обитания: уйти на окраины города. Вместо них по городу будут(?) курсировать современные автобусы, вместительные, с местами для инвалидов, работающие в условиях экологических евростандартов и оснащённые спутниковой системой ГЛОНАСС. Теперь депутаты горсовета вместе с муниципалитетом вот-вот должны определиться с инициаторами проекта. И средства на реализацию этого проекта намечены: из областного бюджета — 25%, 25% — город, а ещё 50% — предприниматели, которые занимаются пассажирскими перевозками. «В течение года всё можно перестроить, и вы не узнаете город, вам все будут аплодировать, — заметил губернатор депутату Егорову. — И изменится отношение людей к власти».

Ну, аплодировать пока нечему… Рано. И публика недоверчиво замерла в ожидании финального свистка, который скоро случится. Почему скоро? Да потому, что в конце года — выборы в Госдуму. А вот у муниципалитета, похоже, выбора нет: губернатор ясно обозначил ему сроки и цели. В том числе — в какую сторону качнёт людей: от власти или к ней.

P.S. Похоже, лёд тронулся… 14 января в администрации Белгорода состоялось рабочее совещание по проекту программы«Совершенствование организации пассажирских перевозок в Белгородской агломерации в 2011-2013 гг.» Оперативно: и четыре года не прошло, когда о крайней необходимости подобной программы заговорили первый раз. Ну что ж, выбора у горожан нет: придётся ещё раз этот шаг муниципалитета принять на веру.