«Новая газета»: за 8 дней чиновник может рухнуть на 30%

Месяц назад правительство Москвы запустило обновленный проект «Москва — наш город», пока — в тестовом режиме. Новая версия интернет-портала совмещает три прежних: «Наш город», «Дороги Москвы» и «Дома Москвы», которые появились еще год назад.

Чтобы решить проблему (будь то вечно текущая крыша или опасная игровая площадка), достаточно заявить об этом на сайте. Власти должны отреагировать в течение восьми дней. Помочь горожанам удалось больше 126 тысяч раз. Цифра внушительная. Разработчики обещают: как только перестанут поступать предложения пользователей по улучшению сайта, он заработает в нормальном режиме. А пока «Новая» решила разобраться, нужен ли необычный инструмент общественного контроля и готовы ли москвичи к действию.

Все работает просто. Обнаружив проблему, сообщаем о ней на сайт, по возможности приложив фотографии. Причем сообщить можно анонимно: при регистрации на сайте не требуются персональные данные. Дальше заявку обрабатывает «Единая редакция», которая состоит из членов «Открытого правительства» — государственного центра, специально созданного для обслуживания таких порталов, и организации обратной связи с москвичами.

Если заявка соответствует критериям публикации (по сути, если там конкретная проблема, а не спам), то она появляется на сайте и передается ответственным за это чиновникам (по ЖКХ, транспорту и т.д.), которые направляют выездные бригады по указанным адресам. Выездные бригады, как сообщила Наталья Катаева, замруководителя аппарата мэра и правительства Москвы, — структура вневедомственная. Своего рода ревизоры. Причем отреагировать на проблему власти обязаны в течение восьми дней — таковы правила сайта. Иногда, уверяет Катаева, чиновники успевают даже раньше установленного срока: в среднем — четыре дня.

— За это время органы исполнительной власти либо отчитываются об устраненных проблемах, либо в ответах на сообщения горожан указывают сроки, в течение которых проблема будет решена, — объяснила Катаева.

Решить проблему «на месте» получается в 80% случаев.

— Для решения какой-то проблемы (например, подмести листья во дворе) достаточно и нескольких часов, для решения иной (например, проведения плановых работ по ремонту огромного участка улично-дорожной сети или комплексных работ по благоустройству двора) не хватит и месяца, — говорит Катаева.

Поэтому сроки устанавливаются в зависимости от сложности работы.

Чтобы контролировать качество работы, в июле создали систему санкций — на случай, если чиновник решит отделаться отпиской или попросту проигнорирует заявку. Отвечать придется собственным кошельком. Так, за первое нарушение из чиновничьих премиальных вычтут 30%, а вот за повторное покарают лишением целой премии.

Все обращения фиксируются на «Карте проблем», поэтому, зайдя на сайт, легко отследить, в каком районе возникли проблемы. Ответы выездных бригад публикуются под заявками горожан: так выстраивается диалог власти и москвичей.

Правда, возникает вопрос: особенно неравнодушны к городским проблемам пенсионеры, а они-то интернетом пользуются неуверенно — если пользуются вообще.

Но в правительстве возражают.

— Вы напрасно недооцениваете наших пенсионеров, — уверяет Катаева, — портал «Наш город» активно сотрудничает с телепрограммой «Городовой» (Москва-24), корреспонденты которого выезжали по многим адресам Москвы и беседовали с пенсионерами — авторами жалоб на портал. Еще один выход для тех пенсионеров, кто не умеет пользоваться интернетом, — попросить написать жалобу своих детей, внуков или соседей по дому.

«Наш город» сотрудничает с партией «Единая Россия» и советом муниципальных депутатов. Но в правительстве подчеркивают — они открыты для всех и готовы сотрудничать с любыми, в том числе неправительственными, структурами. Поэтому договоры заключены с волонтерскими проектами «РОСяма» и «Сердитый гражданин».

Так, например, «РОСяма» борется с бездорожьем по всей стране. Движение создано при поддержке Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального. С помощью сайта можно составить заявление в ГИБДД на ремонт разбитой дороги, уборку снега или замену люка. Через 37 календарных дней заявитель получает ответ из ГИБДД. Если ответ — отписка, то нужно повторно отправить заявление, но теперь уже в прокуратуру.

Независимый онлайн-проект «Сердитый гражданин» помогает решать самые разные проблемы. На сайте регулярно публикуются истории россиян, добившихся ремонта дороги, возвращения материнского капитала или сноса нелегальных гаражей. Под каждой историей жирно выведено число — именно столько дней шла борьба против беспредела. В качестве формы контроля «Сердитый гражданин» предлагает консультации юристов, привлечение СМИ и выезд мобильных групп для съемки видеороликов о проблеме. Все это стоит баллов, которые начисляются за лайки и репосты в соцсетях. Разработчики проекта — компания Angry Citizen, созданная группой волонтеров для проектов в области взаимодействия граждан с бизнесом и властью. Они акцентируют внимание на проблемах, «знакомят» пользователей друг с другом, формируя общность неравнодушных и в меру сердитых граждан.

Но заявления, которые помогают оформить на этих сайтах, — это полдела. Волонтерские проекты предлагают юридическую помощь и информационную поддержку: а обивать пороги различных ведомств все равно приходится в одиночку. В этом плюс портала «Наш город»: за устранение проблем отвечают люди, в обязанности которых входит делать так, чтобы проблем не было. Да и административный ресурс играет свою роль: одно дело — рассмотреть жалобу москвича, пусть и составленную после консультации с юристом-волонтером, и совсем другое — получить звонок от человека из московского правительства.

Москвич Дмитрий, уже дважды обращавшийся на сайт, заметил, что иногда проблемы решают при одном только упоминании проекта: «Практически не работали два лифта летом. Соседи звонили в диспетчерскую — результата не было. Позвонили мы и пригрозили порталом — с середины лета ни одной поломки лифта не было!»