Дмитрий Энтео: доказательства бытия Бога

Когда у христианина спрашивают доказательства бытия Божия, мы обычно впадаем в некий ступор, потому что Его бытие для нас настолько очевидно, насколько же и наше бытие.

«Когда у христианина спрашивают доказательства бытия Божия, мы обычно впадаем в некий ступор, потому что Его бытие для нас настолько очевидно, насколько же и наше бытие. Мы живем пред Ним, Им дышим, Он всегда пред нами, мы во всем видим проявление Его бесконечной силы, Его разума. Мы находимся в беспрерывном общении с Ним, мы наслаждаемся Нго красотой, красотой, созданного Им мира, каждый из нас видит опыт внутреннего богообщения, и он настолько же реален, насколько общение с любым другим живым существом. И, более того, жизнь любого христианина исполнена чудесами, т.е. абсолютно выходящими за рамки обыденности случаями проявления Бога. Более того, вся история человечества преисполнена этими прямыми сверхъестественными вмешательствами. Так что этот вопрос действительно вгоняет нас в некий ступор. Но, вспоминая себя, когда я был атеистом, свою картину мира, я сейчас поражаюсь, как мое мышление, мой ум мог быть так устроен? Почему мое мировосприятие ограничивалось лишь тварной вселенной, и у него не было сил, возможности воспарить над тварным миром и видеть его причину. Сейчас мне кажется это безумием, но тогда я действительно не видел Бога за обстоятельствами своей жизни, за своим внутренним устройством, которое я мог наблюдать, созерцать. Но все же христианская мысль имеет и рациональные доказательства бытия Божия, их множество. Я бы сегодня рассказал о трех, самых популярных, простых и интересных.

Самое очевидное и, наверное, самое древнее доказательство бытия Божия, которое восходит еще в Аристотелю, было раскрыто уже в христианском мире. Это доказательство сводится к тому, что все в этом мире несамобытно, но имеет внешнюю по отношению к себе причину. Дерево само собой не вырастает, ему предшествует семечка. Меня бы не было, если бы не было брака моих родителей, горы не сами вырастают, а под действием процессов которые происходят в пластах под землей… Все в этом мире имеет внешнюю по отношения к себе причину, все подчиненно причинно-следственным связям. Следовательно, и весь мир, и вся вселенная обязаны иметь внешнюю по отношению к себе причину бытия. И эта причина – она принципиально находится вне этого мира. Т.е. она должна быть вне времени, т.е. вечной, она должно быть духовной, не материальной, она не должна быть ограниченна энергией, она должна быть внеэнергийной. И этой вечной причиной, которая находится вне времени и пространства, является Господь Бог Высочайший, которому мы служим. Очень логичное объяснение, ему сложно что-то противопоставить. Некоторые могут сказать – «а если этот мир существует вечно?», но эта гипотеза полностью противоречит наблюдаемым наукой фактам. Например, Джинс и Планк, знаменитые физики, утверждают, что самобытность мира и его бесконечное бытие невозможно. Это очевидно. Даже если бы мы предположили, что мир бесконечен… Не знаю, возьмем письмо, которое приходит к нам на электронную почту «спасем леса Амазонки», которое люди по всему миру друг другу переправляют, если они согласны с этим тезисом, эти предложением. Даже если бы бесконечно вращалось это письмо – кто-то должен был написать его!

Мы видим, что этот мир исполнен разумного замысла, красоты и гармонии. И это уже следующее доказательство бытия Божия. Библия подробно нам повествует о нем. Есть такие слова о том, что «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» или невидимая вечная сила от начала мири через рассматривание творений видимых. И действительно, когда мы смотрим вокруг, мы понимаем, что это мир бесконечно красив, бесконечно сложен, упорядочен, и, безусловно, само собой, случайно это не могло произойти. Если мы видим некие константы в природе, если мы видим неизменные законы физические, то понятно, что должен быть законодатель. Закон не может появиться сам по себе, мы видим гармонию и сложность всего существующего. Если посмотреть на свои руки, на этот инструмент, если проанализировать связь легких, кровеносных сосудов и сердца, которые даже не может быть менее сложны, чтобы исполнять свои функции… И вообще все в этой вселенной – предельной сложности, любой орган любого организма! Если бы наша нервная система была бы не столь совершенной как сейчас, она бы не смогла исполнять свои функции. Некие очевидные вещи. Здесь можно вспомнить притчу о том, как араб с французом, странствуя по пустыне, остаются ночевать, и француз, видя молящегося араба, спрашивает – «зачем бы это делаешь?» Сам-то он уже был просвещён идеалами французской революции, «ведь нет никакого Бога, ты же его не видишь»… Тогда араб ему говорит – «видишь следы на песке, что они означают? Что прошел верблюд», потом показывает на солнце и говорит «Это следы не человека». И действительно, чтобы создать некий механизм, некое устройство, например, наш мобильный телефон или монитор, через который мы с вами сейчас общаемся – нужны инженеры, нужен ум, нужен разумный замысел. Но очевидно, что одна живая клетка бесконечно сложнее, чем, скажем, новой айфон. Более того, если мы возьмем птицу, мы можем сделать по её подобию самолет, но лишь по подобию. И никогда мы не сравнимся с ней, мы никогда не сможем разобрать эту птицу и собрать ее снова, чтобы она была жива. И те, кто изучает мир вокруг, кто действительно занимается подлинной наукой, а не новым открытием, все больше поражаются премудрости устройства этого мира, его красоте, гармонии, целесообразности, которая есть в каждом атоме нашего бытия. Также для меня лично, наверное, самым главным фактором осознания бытия Божия был эстетический аргумент. Когда мы понимаем, что мир исполнен красоты, и мы ее наблюдаем и чувствуем, и если еще, например, чувство эстетически накрытого стола или красивой женщины можем объяснить биологическими потребностями, то звездное небо, закат, отражение луны от водной глади… Здесь биология бессильна. А если мы будем говорить о высших созерцаниях красоты, о людях, которые жертвуют собой ради ближних, или о святых мучениках, которые ради Бога отрекаются от всех земных благ и претерпевают страшные мучения, или мы смотрим движения воли, души матери, которая жертвует всем ради своего ребенка – этот же прекрасное созерцание, и человечество всегда держит в памяти своих героев. Подлинная красота, которую мы реально наблюдаем, она нам задает вопрос – «Кто ее источник? Откуда она берется?» Когда я еще не пришел к Богу, меня всегда занимал вопрос золотого сечения, некой идеальной проекции, которая пронизывает все вокруг – пропорции нашего тела, строение живых организмов на микро- и макро-уровне. И действительно, было удивительно, я понимал, что в мире все имеет некий почерк единый, все имеет некую связь. Теперь я понимаю, что это почерк Творца. В Библии Бог называется «виновником красоты».

Вы представляете, если этот мир – лишь его творение, лишь небольшое его отражение, то как прекрасен Он?! И в своих мистических переживаниях христиане могут приблизиться к этой красоте. Я вас уверяю, ради того, чтобы увидеть это, стоит прожить христианскую жизнь. Бог – реально бесконечный источник красоты, и все самое прекрасное в этой жизни – лишь небольшие намеки на этот первоисточник. И говоря о сложности и структурированности бытия, мы приходим к тому, что называется отродным принципом. Когда мы понимаем все перемены в этой вселенной, они настолько жестко, и парадоксально, и тонко настроены, что это поражает. Потому что развитие вселенной, человека и человеческой цивилизации требует просто ужасающего сочетания элементов, которые начинаются от массы электрона и кончаются насыщенностью нашей атмосферы и удаленностью нашей планеты от солнца. Очевидно, что это не может быть случайно. Астрофизики посчитали, что четыре основные константы бытия нашей вселенной, чтобы она просто могла существовать как единое организованное целое, их случайное сочетание – это 10 в минус сотой степени, бесконечно малое число. Астрофизик Фред Хойл говорил легендарные слова о том, что скорее ураган пройдет по свалке – и получится новенький Боинг, чем случайно синтезируется одна клетка.. Что там одна клетка! Просто случайное сочетание белков – это уже бесконечная величина, а здесь мы говорим о мире, полном гармонии и красоты. Мы говорим о жуке, который стреляет огнем, мы говорим о рыбе, у которой наживка для другой рыбы светящаяся, мы говорим о таких явлениях, как фотосинтез или водоворот воды в природе, мы говорим о нашем строении, о нашей душе, о наших чувствах, о наших переживаниях. И это все очевидно не могло быть просто так. За всем этим стоит разумный торец.

Следующий аргумент бытия Божия очень интересен – это оценочный аргумент. Представим себе прямую линию, поставим на ней две точки. Какая из этих точек ближе к цели? Наверно, никакая, потому что цель не задана. Но каждый из нас может судить, что более совершенно, что менее совершенно, что правдиво, а что ложно, что является благом, что им не является. Если бы не было всесовершенного мерила, если бы не было абсолютной истины, если бы не было абсолютной правды, если бы не было абсолютной благости, если бы не было абсолютного совершенства, что для нас самое важное – мы не имели бы возможности этого суждения, потому что мы не могли бы отличить более совершенную вещь от менее совершенной, скажем, типовую постройку от произведения архитектуры, мы не смогли бы отличить самую новую технику от той которой, скажем двадцать лет, и так везде. Мы не имели бы права этого суждения. Для меня это очень убедительное доказательство бытия Божия. Только потому, что Бог является верховным судьей и совокупностью всех совершенств, относительно этого мерила можем оценивать. Иначе мы не можем оценить, не имея некоего эталона.

И последний аргумент, о котором я хотел бы поговорить – это аргумент нравственный. Действительно, если Бога нет, то все позволено, как говорил Достоевский. Но внутри себя мы видим этот закон. Культура разных народов различается между собой, но мы не знаем ни одного народа, где человек, предавший тех, кто оказал ему помощь, или бежавший с поля боя, когда надо родные алтари или очаги защищать – чтобы его почитали, восхваляли. Мы все это чувствуем. И более того, даже атеисты, которые отрицают нравственность, говоря «попы безнравственны, а мы высокоморальные», все равно апеллируют к некоей ценности. Даже оценивая такие эпохи, как эпоха ацтеков, когда они абсолютно чудовищные с нашей точки зрения вещи творили, мы все равно сверяем с неким нравственным идеалом. Если Бога нет, то такие понятия, как мужество, честь, самопожертвование, добро теряют свое значение. Это очень важно. И вообще, сам по себе материализм отрицает свободу воли человека. Все, что мы сейчас говорим, делает это лишь результатом случайного соединения химических элементов в нашем мозгу, электрических зарядов. Но тогда ни о какой свободной воле мы говорить не можем. И вообще, наше общее не имеет смысла, потому что можно про то же самое поговорить с холодильником, который просто вырабатывает холод. Если мы отрицаем бытие Божие, то тот матрос, который бросается грудью на амбразуру, не более чем биоробот, запрограммированный на это. Весь смысл, целесообразность бытия испаряется.

Мы сейчас говорили о неких рациональных доказательствах бытия Божия, но обычно люди приходят к Богу другим способом. Все очень просто. Достаточно после того, как вы посмотрите эту передачу, искренне в себе сказать Богу, который видит вас, чтобы Он открыл себя вам. «Боже, я хочу Тебя познать, если Ты существуешь, открой мне Себя». И, я вам обещаю, что в самое ближайшее время обстоятельства вашей жизни, то, что вы считали случайным, сплетется самым невероятным образом, и вы будете поражены чередой совпадений, через которые Бог откроет вам Себя, и поставит вас уже перед выбором – признать Его бытие и исполнить Его закон, или же жить, как раньше. Этот выбор – самый главный в нашей жизни, и каждый перед ним встает. Мы понимаем, что Бог есть, но либо мы придумываем оправдания, почему мы не изменим свою жизнь в соответствии с Его законами, либо мы пойдем той дорогой, которую Он уготовал для нас. Для этого и дана нам наша жизнь, и Бог всегда дает подтверждение Своего бытия тому, кто этого хочет».