Контроль за частными военными компаниями отдадут Минобороны

По мнению депутатов — разработчиков законопроекта о ЧВК, желающих работать в таких компаниях около полумиллиона человек.

Российские частные военные компании (ЧВК) смогут стать резервом Вооруженных сил на случай введения в стране военного положения и будут контролироваться Министерством обороны. Об этом «Известиям» сообщили участники разработки законопроекта о статусе таких организаций, члены комитета Госдумы по обороне Алексей Журавлев и Франц Клинцевич (оба — фракция «Единая Россия»). По их оценкам, порядка 500 тыс. россиян захотят работать в ЧВК, но их суммарный штат составит несколько десятков тысяч человек.

Ранее зампредседателя комитета Госдумы по обороне Франц Клинцевич рассказал, что депутаты вместе с Минобороны разрабатывают законопроект, устанавливающий область деятельности и статус частных военных компаний. Сейчас документ находится в стадии проработки с военными экспертами, пояснил «Известиям» депутат. Однако очевидна необходимость законодательно закрепить позиции таких компаний в России.

— Сегодня есть люди, готовые там работать, — порядка 500 тыс. молодых людей найдется сразу. Но, конечно, будет отбор лучших. Кроме того, мы сможем трудоустроить большое количество увольняемых офицеров, их опыт мог бы очень пригодиться, — сказал Франц Клинцевич.

Депутат отметил, что частные военные компании в обязательном порядке будут контролироваться силовыми ведомствами. При этом в распоряжении подготовленных бойцов окажется широкий арсенал оружия, в том числе автоматического.

— Чтобы принять решение по применению, например, сил специальных операций, президенту надо получить решение парламента. А такие компании смогли бы мгновенно противостоять угрозе, но они должны очень серьезно контролироваться Министерством обороны и максимально использоваться в его интересах. Это не должна быть самодеятельность, — подчеркнул собеседник.

Законопроект почти готов, но вносить его на рассмотрение Госдумы в весеннюю сессию депутаты не стали. Журавлев полагает, что инициатива требует скрупулезной проработки. По его словам, в подготовке документа участвовал ряд высокопоставленных военных, имена которых депутат называть не стал.

— Это настолько серьезный вопрос, что нельзя просто написать закон. Если сейчас подать его на рассмотрение правительства, заключение правительства наверняка будет основано на решении Совета безопасности и оно будет отрицательным. Вопрос лежит в этической и военно-стратегической области, — сказал Алексей Журавлев.

Он отметил, что в компетенцию российских частных военных компаний войдет охрана особо важных государственных объектов за рубежом и сопровождение грузов.

— Спецоперациями такие компании заниматься на могут, их работа — охрана территорий и сопровождение грузов, прежде всего за рубежом. Заказчиком сможет стать любая страна. Также ЧВК могут заняться охраной посольств России за рубежом и стать скрытым резервом наших Вооруженных сил — в случае мобилизации они смогут превратиться в регулярные подразделения армии, — полагает депутат.

Деятельность подобных организаций будет ограничена рамками международного права, поэтому они не смогут участвовать в боевых действиях. Однако ЧВК смогут оказывать поддержку армии.

По оценкам Алексея Журавлева, суммарная численность российских ЧВК с учетом отбора лучших кадров составит десятки тысяч человек. Это будут прежде всего офицеры, покидающие ряды Вооруженных сил по достижении 45 лет.

— Люди, которые сейчас уходят в отставку, смогли бы находить хорошо оплачиваемую работу в таких подразделениях, не теряя боевой навык. Сейчас им, кроме как в охрану, идти некуда. Оплата и оснащение будет несравнима с частными охранными предприятиями, — подчеркнул Алексей Журавлев.

Президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов согласен, что в России найдется полмиллиона желающих стать сотрудниками ЧВК. Он добавил, что организации, укомплектованные военными профессионалами, смогли бы частично заменить армию.

— Это вполне реальная цифра. Речь идет прежде всего об офицерах, которые получили хорошую специальную подготовку. В результате различных реформ или в силу возраста они оказываются на улице. Устроиться в гражданской жизни по профессии им практически невозможно, — сказал Леонид Ивашов. — При этом нужна сила, которая в военный период смогла бы решать задачи посерьезнее, чем некоторые армейские подразделения.

По оценке директора Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов, суммарная численность ЧВК в мире составляет минимум 1 млн человек. При этом большинство их сотрудников не числятся в штате, а нанимаются для выполнения конкретных заданий.

Как рассказал Коновалов, в мировой практике есть четыре вида частных военных компаний.

— Во-первых, это компании непосредственно военных услуг, которые оказывают тактическую поддержку на поле боя с оружием в руках, например американская Academy. Консалтинговые подготавливают войска, разрабатывают и контролируют проведение операций, например Military Professional Resources провела операцию «Буря», которая переломила ход войны в Боснии. Логистические участвуют в конвое грузов и строительстве объектов, они самые доходные, это, например Kellogg Brown & Root (KBR), — пояснил эксперт.

KBR в ходе вооруженных конфликтов в Ираке заработала $39 млрд, потери личного состава при этом составили порядка 600 человек, добавил собеседник. Общий объем рынка ЧВК в мире эксперт оценил в несколько сот миллиардов долларов. По его мнению, официально закрепить статус таких организаций в России необходимо. При этом нельзя допустить, чтобы согласование их действий требовало лишней бюрократии.

— Такой закон нужен, но есть опасность, что будет создана отдельная структура, которая доведет бюрократию до абсурда. А для таких компаний оперативность и быстрота принятия решений критически важна, — подчеркнул Коновалов.

В управлении пресс-службы и информации Минобороны сообщили, что не располагают информацией о разработке законопроекта о ЧВК.

В последние месяцы украинские СМИ и представители Донецкой народной республики сообщали, что в конфликте на востоке Украины участвуют сотни сотрудников ЧВК из других государств. В частности, упоминается американская Academi (прежнее название — Blackwater) — одна из крупнейших в мире частных военных компаний.