Какой вектор развития России выбирает население?

Москва усиленно внедряет в массовое сознание идеологему «восточного выбора»: мол, в противовес загнивающему Западу наша страна должна активнее выстраивать отношения с азиатскими партнерами. Самым главным среди них представляется, конечно, Китай. Потому в обществе даже на бытовом уровне усиливается и неприятие всего западного: американцы воспринимаются как воплощение бездуховности, а работа в иностранных фирмах (не говоря уж об НКО – «иностранных агентах») антонимом патриотизма.

«Украинский сценарий» России не грозит

«Кавказская политика» взяла на себя обязательство ежемесячно фиксировать изменения общественных настроений в России по результатам социологических опросов, проводимых тремя крупнейшими службами страны (это фонд «Общественное мнение», ВЦИОМ и «Левада-центр»). Мы опубликовали уже три аналитических обзора: «Родина на выбор» (по итогам марта), «Свобода в обмен на величие» (апрель) и «Патриотизм двойных стандартов»(май).

В сегодняшнем обзоре мы подведем итоги июньских опросов общественного мнения. Как и прежде, наибольшее внимание социологов привлекает ситуация в Украине. По данным ВЦИОМ,

сегодня за развитием событий в соседней стране следят 86% россиян (с начала года эта цифра не падала ниже 70%), причем половина из них описывают происходящее там как «гражданская война». 78% опрошенных считают, что ситуация в Украине только ухудшается (опять-таки с начала года доля скептиков не была ниже 50%), ну а 65% уверены, что ухудшается не только внутриполитическая ситуация, но и российско-украинские отношения.

Правда, по подсчетам «Левада-центра», только 41% россиян считают, что хорошо разбираются в происходящем на Украине, хотя 91% россиян и получают информацию о ситуации из телевидения. Но при этом 50% россиян убеждены, что Москва активно (пусть и скрытно) поддерживает пророссийски настроенные силы на юго-востоке Украины. А 61% считают, что такая поддержка (даже если ее по факту и нет) обязательно должна осуществляться. Ну и аж 64% жителей страны поддерживают участие российских добровольцев в боевых действиях в Донецкой и Луганской областях (против только 19%).

При этом, например, на фоне запредельных рейтингов поддержки Владимира Путина, по подсчетам ФОМ, лишь 29% россиян считают присоединение Крыма главным деянием президента за последние два года (когда начался его третий срок). 5% вспомнили про Олимпиаду, а 4% – в целом укрепление авторитета России на международной арене. При этом улучшение жизни простых людей в числе доминант президентства назвали лишь 3% опрошенных. Тех самых простых людей, замечу.

Зато еще 69% россиян считают, что у Путина есть хорошие перспективы на будущее и только 20% уверены, что он уже добился всего и добиться большего, чем сейчас, вряд ли сумеет. 73% жителей страны готовы отдать за него свой голос на следующих президентских выборах в 2018 году (после избрания в 2012 году таких было лишь 40%).

Только лишь 35% россиян считают, что в ближайшее время в стране может появиться политик, способный составить реальную конкуренцию Путину. В списке политиков, которые, по мнению россиян, могли бы решать вопросы государственной важности, лидируют Владимир Жириновский (у него 7%-ный уровень поддержки) и Геннадий Зюганов (6%).

Вектор восточный или западный?

Покуда жизнь в Украине ухудшается, в нашей стране становится все веселее и лучше, свидетельствует ВЦИОМ. «Индекс восприятия положения дел в жизни страны и жизни их семьи», а также «Индекс уверенности в завтрашнем дне» сегодня высоки как никогда, и последние четыре года они неуклонно растут. Скажем, сейчас 61% россиян признались, что испытывают уверенность в завтрашнем дне, а 24% – стараются планировать свою жизнь на длительный срок.

Какой же россияне видят нашу страну в будущем? В прошлом месяце ФОМ провел опрос среди экономистов (чиновников, руководителей предприятий, экспертов и студентов-экономистов). И очень показательно, насколько полярно видят приоритеты экономической политики чиновники и бизнесмены, вроде как призванные двигаться в одном направлении. Для бюрократов главное – это информирование населения о текущих целях экономической политики. А вот практикующие экономисты (эксперты и бизнесмены) чаще говорят о развитии малого бизнеса и диверсификации экономики, а также о необходимости реформы госаппарата. Понятное дело, что для практиков важнее развитие рыночных институтов и экономической либерализации, чаще чиновников они твердят о необходимости выстраивания экономических связей с Западом, нежели с Востоком.

А вот что думает о «восточном векторе» рядовой гражданин. По подсчетам ФОМ, 78% россиян считают дружественной нам державой Китай, а 59% уверены, что отношения наших стран только улучшаются. Хотя сравнение не в нашу пользу: 66% россиян считают, что Китай развивается более динамично и успешно, нежели Россия («патриотов» оказалось 19%). Правда, 50% по старинке считает, что укреплять отношения надо и с Китаем, и со странами Запада.

ВЦИОМ подсчитал, что 70% россиян одобряют и создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в который согласно подписанным 29 мая в Астане документам вошли Россия, Белоруссия и Казахстан. Каждый четвёртый (27%) высказался за то, чтобы этот союз стал новой формой СССР, при политической независимости стран-участниц. Причем, если 45% россиян хотели бы следующим членом союза видеть Армению, то меньше всего (10%) – Украину.

Хотя в целом антизападные настроения в России не ослабевают: 52% россиян считают, что людей, которые работают в некоммерческих организациях («иностранных агентах») нельзя называть патриотами. 47% считают, что нельзя считать патриотом человека, который публично высказывает мнение, не совпадающее с точкой зрения государства (опрос ВЦИОМ).

Кто более духовен: Россия или Запад?

Целый ряд интересных соцопросов был посвящен «культурному коду» россиян. Например, социологи обстоятельно выясняли отношение граждан к вере, религии и церкви. Скажем, 68% опрошенных ФОМ назвали себя православными, 19% – неверующими (видимо, к ним для простоты отнесли и арелигиозных), а 6% – мусульманами. Чтобы разделить эту неоднородную массу людей, относящих себя к православным верующим, эксперты ФОМ использовали методику, предложенную культурологом и социологом Валентиной Чесноковой.

Всех причисляющих себя к православным разделили на пять типов: воцерковленные (их 12%), полувоцерковленные (33%), немного воцерковленные (31%), слабо воцерковленные (16%) и очень слабо воцерковленные (8%). Попробуем разобраться, кто же это и каков численный состав этих групп.

Ведущий социолог фонда «Общественное мнение» Катерина Кожевина пишет на эту тему следующее: «Религиозность значительной части православных ограничивается обрядовой составляющей… ее можно назвать магической. Значимую составляющую православной религиозности составляет иррациональное сознание как таковое, и оно, безусловно, эклектично: вера в сверхъестественное распространяется на любые явления мистического свойства». Об этом говорит и тот факт, что доля воцерковленных не увеличилась в сравнении с 2000 годом! Все так же мало граждан России регулярно молятся, помещают храмы, причащаются, читают священные тексты, то есть совершают все те ритуалы, которые требуются от истинного верующего.

Тем не менее именно для 24% опрошенных ФОМ религиозность является синонимом духовности, хотя при этом 43% россиян признаются, что духовности сейчас стало меньше, нежели в советские годы (когда, смею напомнить, церковь преследовалась), а 30% считают, что Россия более духовная, нежели страны Запада.

Хотя в большинстве экономически развитых стран Запада (и в первую очередь, конечно, в США) уровень религиозности намного выше: скажем, по данным опроса Института Пью, для 76% американцев молитва является важной частью повседневной жизни. Для сравнения: в России 40% жителей признались, что вообще не молятся. Так кто более духовен?

Отрадно и то, что на фоне украинских событий в России значительно снизился уровень национализма: лишь 10% граждан сегодня считают, что наша страна должна быть государством русских людей, 57% – многонациональным государством, объединяющим разные народы, 6% считают, что надо поддерживать национальные меньшинства, предоставив им больше прав (данные ВЦИОМ). Вместе с тем 51% россиян выступают за то, чтобы ограничить въезд в их город (село) приезжих из других стран и 37% – из других регионов страны.

При этом в нашей стране все равно очень высок уровень социальной сплоченности. Скажем, по подсчетам ФОМ, 65% россиян говорят, что знают в лицо всех соседей по подъезду, 81% – что знают в лицо и живущих на одной с ними улице. 51% жителей многоквартирных домов и 62% жителей частного сектора (либо села) говорят, что поддерживают с соседями хорошие отношения; соответственно, доверяют им 44% и 45% россиян. Все-таки соборность – национальная черта россиян, по какому бы направлению мы ни двигались: в сторону Китая или Запада.