Единое пенсионное пространство как часть общего рынка труда ЕАЭС

Внедрение практики мобильности (транспортабельности) пенсий в рамках формирующегося Евразийского экономического союза (ЕАЭС) является необходимым шагом на пути к региональной экономической интеграции, говорится в распространенном на днях докладе «Мобильность пенсий в рамках Евразийского экономического союза и СНГ». Инициаторами доклада выступили Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) и Всемирный банк (региональная программа по миграции МИРПАЛ, объединяющая сообщество специалистов и практиков в сфере миграции и денежных переводов). В фокусе исследования — изучение возможностей внедрения практики мобильности пенсий между странами-реципиентами рабочей силы (Россия, Казахстан, Беларусь) и странами-донорами (Кыргызстан, Таджикистан, Армения).

ПОД МОБИЛЬНОСТЬЮ ПЕНСИЙ ПОНИМАЕТСЯ ПРОЦЕСС межгосударственных взаимных зачетов пенсионных прав трудовых мигрантов. «Свободное передвижение людей для осуществления трудовой деятельности — один из основополагающих принципов функционирования экономического союза. Однако снятие регистрационных барьеров и упрощение разрешительных процедур в отношении трудовой миграции между странами ЕЭП (Единое экономическое пространство) и ЕАЭС не будут действовать без предоставления социальных гарантий, а эффективное функционирование общего рынка труда так и останется недостижимым идеалом», — подчеркивает Степан Титов, старший экономист ВБ и руководитель программы МИРПАЛ.

Международная практика показывает, что в ситуации, когда страны-доноры и страны-реципиенты рабочей силы пользуются разными системами социального обеспечения, вопрос о пенсионных выплатах может решаться путем координации правил начисления пенсии. Такой координирующий подход предполагает, что начислять пенсию и делать выплаты сможет пенсионный фонд той страны, в которой проживает и обращается за назначением пенсии гражданин. Таким образом, пенсионный фонд одной страны получает трансферты (компенсацию) от пенсионного фонда другой страны, в которой работал этот человек. Компенсации/перечисления между пенсионными фондами могут осуществляться пропорционально количеству отработанных за рубежом лет.

На данный момент в странах СНГ, как и в рамках ЕЭП, общая координация между странами и пенсионными фондами не развита, однако она необходима для повышения уровня жизни и обеспечения достойной старости трудовых мигрантов. «Мобильность пенсий должна стать неотъемлемой частью свободы передвижения рабочей силы в рамках формируемого единого рынка труда ЕЭП и согласованной социальной политики, — отмечает директор ЦИИ ЕАБР Евгений Винокуров. — В перспективе формирование общего пенсионного пространства стран ЕЭП и ЕАЭС может стать шагом на пути к сокращению размеров нелегальной трудовой миграции и развитию более качественных трудовых отношений». Внедрение практики мобильности пенсий является важной частью проблематики ЕЭП и ЕАЭС. Предлагаемые механизмы мобильности пенсий способны решить проблемы пенсионного обеспечения трудовых мигрантов, жизненно важные для десятков миллионов людей.

Армения в топ-10 по… любви к ближнему

По данным ФМС РФ на февраль с.г., в России насчитывается 2,3 млн мигрантов из Узбекистана, 1,5 млн из Украины, 1 млн из Таджикистана, по 600 тысяч из Азербайджана и Казахстана, по полмиллиона из Кыргызстана, Молдовы и Армении и 390 тысяч из Беларуси.

НА 2012 ГОД ОТНОШЕНИЕ ПЕРЕВОДОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ К ВВП составляло для Таджикистана и Кыргызстана соответственно 48% и 31%. По данным ВБ, эти страны, а также Армения и Молдова, вошли в 10-ку мировых лидеров по объему денежных переводов по отношению к ВВП. В Молдове это соотношение составляет 24%, а в Армении — 21%. Между указанными безусловными лидерами в этом отношении и нашей страной располагаются еще такие экзотические страны, как Непал и Лесото (по 26%). Таким образом, Армения, хотя и входит в топ-10 мировых лидеров по объему частных трансфертов, однако, слава Богу, ее зависимость от них не так велика, как в других странах, и часто переоценивается.

Второй важный для нас вывод исследования заключается в том, что в будущем, исходя из анализа демографической ситуации, не в Армении, а прежде всего на Украине, в России, Беларуси и Молдове можно ожидать серьезных проблем, связанных со старением населения и недостатком рабочей силы, покрывающей своими отчислениями расходы на пенсионные выплаты. Между тем в нашей стране бьют по этому поводу тревогу, спешно вводя в пенсионную систему обязательный накопительный элемент.

Так, по доле населения в возрасте старше 65 лет Армения находится на средних позициях (10,3%) — при том, что крайние показатели варьируются от 3,2% (среднеазиатские страны) до 15,3% (Украина). Где-то в середке мы находимся и по доле населения в возрасте до 14 лет (20,3%) — при крайних показателях в 35,8% (Таджикистан) и 14,2% (Украина).

Та же картина и по уровням рождаемости и смертности. Армения держится на средних позициях. Так, по данным ВБ за 2003 и 2011 гг. уровень смертности в нашей стране за этот период хотя и вырос, но незначительно. Что же касается уровня рождаемости (число рождений на 1000 человек), то в Армении он изменился в лучшую сторону, но опять-таки незначительно — с 14 до 14,2. Здесь тревожит другое: если в период с 2003 по 2011 годы мы улучшили свой показатель рождаемости всего на 0,2 человека, то в Азербайджане за тот же период тот же показатель вырос с 14,2 до 18.

Многоликая пенсия

Пенсионные системы рассматриваемых стран имеют существенные различия, которые выступают также и в качестве основных барьеров к внедрению общего пенсионного пространства в ЕАЭС и СНГ. Так, эти системы отличаются по структуре: в Беларуси до сих пор действует одноуровневая солидарная схема (как при СССР), в остальных странах — 3-уровневая модель с обязательным накопительным компонентом.

РАЗЛИЧАЕТСЯ И ВОЗРАСТ ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ: В РОССИИ И БЕЛАРУСИ ОН САМЫЙ НИЗКИЙ — 55 лет для женщин и 60 для мужчин, в Таджикистане и Кыргызстане он на 3 года выше, в Армении он составляет 63 года для всех граждан (слава Богу, гендерных претензий к нашей стране в этом плане быть не может. — А.А.), а вот в Казахстане, согласно принятому в июне с.г. закону, планируется постепенно выровнять гендерную разницу и довести возраст выхода женщин на пенсию до 63 лет только к… 2027 году.

Значительно варьируются величина и источники отчислений в пенсионный фонд (ПФ). Так, в России совокупный размер отчислений в ПФ составляет 22% оплаты труда (при этом основным источником является фонд оплаты труда), в Беларуси ставка выше — 29% (при этом 28% платит работодатель из фонда оплаты труда и 1% вычитается из зарплаты работника), в Кыргызстане это соотношение составляет 15% и 10%, в Таджикистане — 25% и 1%. В Казахстане, наоборот, основным источником отчислений в ПФ является работник, который платит 10% от зарплаты. Армения же — единственная из рассматриваемых стран, где пенсионные взносы частично финансируются из госбюджета (наверное, наш бюджет самый богатый, а государство — «самое-самое социальное». — А.А.).

Таким образом, основными барьерами к внедрению общего пенсионного пространства являются: 1). Несоответствие законодательств и пенсионных систем (включая разные модели начисления пенсий) разных стран; 2). Неготовность пенсионных фондов осуществлять переход к режиму беспрепятственной мобильности пенсий; 3). Различия в уровнях оплаты труда и трудовых доходов, прожиточном минимуме и в целом в уровне жизни в странах ЕАЭС. В частности, страны-реципиенты рабочей силы обеспокоены тем, что тяжесть выплат пенсионного обеспечения придется преимущественно нести именно им, так как они будут принимать мигрантов. Но если все сделать правильно, то произойдет сокращение неформальной занятости и нелегальной миграции, а пенсионные фонды получат дополнительные потоки отчислений.

Надо заметить, что соответствующее «пенсионное» соглашение стран СНГ было принято еще в 1992 году, однако оно грешит множеством недостатков — в частности, частым неправильным перерасчетом валют, долгим сроком оформления бумаг, ущемлениями в правах после выхода на пенсию, отсутствием стимулов работать в формальном секторе.

В данном случае не худо бы приглядеться к опыту системы пенсионного обеспечения в Евросоюзе, где основной акцент ставится не на гармонизацию или унификацию национальных схем пенсионного обеспечения (каждая страна сохраняет их), а на их координацию. Общими же особенностями системы пенсионного обеспечения в ЕС являются уникальность (человек может подпадать под действие законодательства только одной страны и делать отчисления только в одной стране), отсутствие дискриминации между гражданами и иностранцами, агрегирование (т.е. учет периодов занятости в других странах ЕС), экспорт пособий, который предполагает, что получать их человек может даже в том случае, если постоянно проживает за пределами страны-плательщика.

Что же предлагают авторы исследования в плане введения общего пенсионного пространства ЕАЭС? Создание единой системы учета и контроля трудовой миграции между странами союза и коммуникационной системы для быстрого обмена информацией между их пенсионными фондами, формирование надведомственного органа на уровне стран ЕАЭС/СНГ по учету и контролю информации о трудовых перемещениях и пенсионных отчислениях работника. И наконец, предполагается, что начисляет пенсию и делает выплаты пенсионный фонд страны, в которой проживает и обращается за назначением пенсии гражданин, однако пенсионный фонд получает трансферты (компенсацию) от ПФ страны, в которой работал человек.