Загрязнение атмосферы наносит смертельный удар по Китаю

Проблема изменения климата несколько отодвинула на второй план другие экологические проблемы, стоящие перед человечеством. Но недавно опубликованный доклад Всемирной Организации Здравоохранения стал своего рода сенсацией – ежегодно от загрязнения атмосферы в мире погибает более 7 млн. человек, большинство из которых проживает в Азии. И лидирующие позиции в списке самых опасных для здоровья населения стран занимают Китай и Индия.

В феврале весь мир обошли фотографии страшного смога, обрушившегося на Пекин, по улицам которого люди ходили в масках, защищая себя от высокого уровня загрязнения воздуха, превышающего установленные безопасные стандарты в десятки раз. Дышать таким воздухом было равносильно выкуриванию двух пачек сигарет в день. Причиной такого экологического неблагополучия городов Китая служит высокая энергоинтенсивность экономики, в структуре энергопотребления которого доминирует уголь, являющийся наиболее грязным источником энергии, но обеспечивающий 60% энергопотребностей страны. По данным Международного энергетического агентства, эгнегоинтенсивность китайской экономики на 58% выше американской. Любая индустриальная революция сопровождается ростом загрязнения. Отличие Китая от других развивающихся стран заключается в скорости и масштабе проводимых индустриальных преобразований, которые наносят непоправимый ущерб окружающей среде и здоровью населения.

Доказано, что загрязнение воздуха повышает риск смертельного исхода, связанного с сердечными, легочными и респираторными заболеваниями, на 2-3% при увеличении содержания твердых частиц в объеме 10 микрограмм на куб. м загрязняющих веществ. Если безопасной считается норма в 300 микрограмм, то в Пекине в разгар смога в конце зимы 2014 года этот показатель составил 479, что свидетельствовало о крайне опасной для здоровья населения ситуации, особенно для тех жителей страны, которые страдает легочными и кардиологическими заболеваниями и находятся в группе повышенного риска преждевременной смерти.

Только 1% городского населения Китая (560 млн. человек) проживает в городах с благополучной экологией. По официальным данным китайского Агентства по охране окружающей среды, состояние атмосферы в трети из 113 городов страны не соответствует национальным стандартам загрязнения атмосферы, что стало причиной резкого роста числа заболевших раком легких, смертность от которого возросла на 465% за последние три десятилетия. В Пекине число людей, страдающих от рака легких, за последние 10 лет увеличилось на 60%, и это не связано, как предполагалось ранее, с курением. Повышенный уровень загрязнения атмосферы, прежде всего в крупных городах, становится причиной преждевременной гибели 750 тысяч китайцев.

К выбросам промышленных объектов, тепловых станций, работающих на угле, добавляются выбросы транспортных средств, число которых растет рекордными темпами. Учитывая перспективный рост городов, где к 2020 г. должно проживать 55% населения страны, общие социальные затраты, связанные с ухудшением экологической ситуации окажутся еще более внушительными в сравнении с сегодняшним днем.

Густой смог покрывший Пекин стал своего рода катализатором роста озабоченности правительства сложившейся ситуацией, которое проявляет сейчас большую готовность к обсуждению этой проблемы под воздействием общественного мнения и принятию мер по разрешению этой экологической проблемы.

Китай продолжает предпринимать меры по снижению энергоинтенсивности экономики, развивать альтернативные источники энергии и устанавливать оборудование по контролю за загрязнением. Но пройдет еще немало времени, прежде чем ситуация в сфере загрязнения окружающей среды изменится к лучшему. Дело в том, что развитие экономики основывается на росте энергопотребления, а легитимность политической власти зависит от экономического благополучия общества, что побуждает многие местные власти по-прежнему ориентироваться на экономический рост в ущерб охране окружающей среды. Как заявил нынешний премьер КНР, который недавно объявил войну загрязнению, решение экологических проблем – это длительный процесс.

Загрязнение воздуха сегодня представляет одну из самых опасных угроз для здоровья человечества, а если оно проживает в густо населенной стране, такой как Индия, то социальные затраты намного возрастают. Из 3 млн. смертей, происходящих ежегодно в мире по причине загрязнения воздуха, большая часть приходится на Индию. В списке из 132 стран Индия занимает первое место по уровню загрязнения атмосферы, «обогнав» даже Китай. Из 20 самых грязных городов мира 13 находятся в Индии. Обследовав 1600 городов в 91 странах, ВОЗ пришла к выводу, что самым грязным городом является Нью-Дели, где уровень загрязнения превосходит безопасные нормы на 1500 процентов. Каждый десятый ребенок, проживающий в Дели, страдает астмой.

Но загрязнение атмосферы – болезнь не только столицы, но и многих провинциальных городов. И перспектива ухудшения ситуации выглядит вполне реальной на фоне резкого роста транспортных средств, число которых к 2050 г. возрастет до 382 на 1000 человек. Сегодня этот показатель равен 8 (для сравнения: в Китае 15, в Бразилии 165, а в США – 500). При слабом развитии городского общественного транспорта с улучшением материального положения населения и, прежде всего, среднего класса, возрастает спрос на частные автомобили. Помимо этого причиной загрязнения является преимущественное использование в качестве основного энергоисточника, на котором работают промышленные предприятия и тепловые электростанции, высокая энергоемкость экономики. Одним словом – ситуация схожа с китайской.

Несмотря на свою нарастающую из года в год остроту и крайне высокие социальные затраты, проблема загрязнения атмосферы долгое время оставалась вне сферы озабоченности индийских властей. Однако в последние годы рост озабоченности общества социальными потерями, связанными с загрязнением атмосферы, заставил власти страны предпринять некоторые меры по разрешению проблемы главным образом путем ужесточения экологических требований, предъявляемых к автомобилям и качеству используемого топлива в соответствии с европейскими стандартами «Евро 1,2 и 3″. Однако эти меры пока не дали ожидаемого результата и ситуация в сфере загрязнения атмосферы остается крайне напряженной. А между тем это снижает конкурентоспособность индийской экономики, которая во многом зависит от трудовых ресурсов, на качество которых влияет окружающая среда.