Устали бояться санкций

Удивительно, но с развитием кризиса на Украине наших сограждан всё меньше пугают санкции против России со стороны Запада. Такую динамику можно проследить на основе результатов социологических исследований Левада-центра. Если в начале марта санкции беспокоили 53% респондентов, то теперь таковых всего 36%. А вот число равнодушно настроенных к санкциям увеличилось с 40% до 61%. И если четыре месяца назад международная изоляция России пугала 56% граждан, то сейчас опасающихся только 38%. Равнодушны к окрикам из-за рубежа сейчас 58%. Накануне возвращения Крыма таких было 39%.

С другой стороны, отвечая на вопрос, кого могут затронуть санкции, большинство наших сограждан сходится на мысли, что пострадает только узкий круг соотечественников. Хотя всё больше (34% в июле против 24% в мае) понимают, что санкции могут затронуть всех россиян. Но, видимо, это не особо пугает храбрый народ.

Либеральные политики уже несколько месяцев в качестве самых страшных последствий для России называют строительство Западом нового «железного занавеса». А ведь чуть ли не главным нашим завоеванием после развала Советского Союза называли возможность свободного перемещения по миру. Как оказалось, россияне не ставят привлекательность своего государства для Запада в число основных своих приоритетов.

Но, как говорит руководитель отдела социокультурных исследований Левада-центра Алексей Левинсон, настроения людей в ближайшее время могут и поменяться:

– Просто большинство россиян считают, что санкции их не коснутся. С этим и связано то, что большинство обычных граждан, среди которых мы и проводим опрос, не особо беспокоятся.

«СП»: – Может ли общественное настроение измениться?

– Всё зависит от того, с какой скоростью в экономике проявятся процессы, которые люди смогут связать с санкциями. Если это произойдет быстро — настроения могут измениться. Но экономическая система очень сложна, влияние санкций может быть неявным. С другой стороны, на санкции люди могут свалить негативные тенденции в экономике, которые будут иметь и другое происхождение. То есть, с течением времени, если тема Украины не будет уходить на второй план, чувствительность общества к реакции Запада увеличится.

Думаю, что в интересах российского руководства снижение градуса общественного внимания к событиям на Украине. Дальнейшая эскалация очень рискована.

«СП»: – Насколько значим для людей не экономический, а идеологический аспект того, что страна может оказаться в изоляции?

– Даже если санкции не ударят по кошельку, то в ближайшее время произойдет изменение настроений. Долго общество не захочет жить в противостоянии с остальным миром. Начнется эрозия национального единства, сформированного после присоединения Крыма. Люди начнут задумываться: какова цена этой акции? Частичного изменения настроений можно ожидать уже в ближайшее время.

«СП»: – Что для людей окажется более значимым: судьба многочисленных родственников и друзей на Украине или мнение о России в мире?

– Личностные связи россиян с Украиной конечно существуют, но их влияние на политические настроения не так велико. Мы исследовали этот вопрос. Так вот, влияние событий в соседней стране на мнения людей довольно разное. Ведь не все русские на Украине говорят о том, что они подвергаются притеснениям и опасности. Поэтому далеко не все родственники граждан Украины в России разделяют государственный курс.

В то же время, перед людьми не стоит дилемма: защищать своих соотечественников или оказаться в международной изоляции? В сознании россиян это совершенно две разные вещи. Нашему общественному мнению понятно, что главная речь сейчас идет не столько о защите людей, сколько о защите геополитических интересов России на Украине. Сейчас граждане солидарны с линией государства, что эти интересы надо обеспечить, что нам Восточная Украина нужна или что нам надо не дать победить киевской администрации. Пока такие идеи россиян воодушевляют. Но это не протянется долго.