За кадром убийства

Чем закончится дело об убийстве полицейского, посмертно удостоенного высшей награды ЧР

Прапорщик полиции Ахмед Допаев, убитый 22 июня выстрелом в голову в надземном переходе в центре Грозного, посмертно удостоен высшей награды ЧР – ордена имени Ахмата Кадырова. Глава региона передал орден брату погибшего – старшему лейтенанту полиции Майрбеку Допаеву на совместном оперативном совещании ВОГОиП МВД России и коллегии Министерства внутренних дел по ЧР, прошедшем накануне в чеченской столице.
Между тем история убийства полицейского полка ППСП УМВД России по городу Грозный Ахмеда Допаева и нейтрализации его предполагаемого убийцы обрастает все новыми подробностями.

Убийство

Камера видеонаблюдения беспристрастно зафиксировала произошедшее в надземном переходе на проспекте А. Кадырова города Грозный. На выложенной в сети записи отчетливо видна вся картина убийства.

Вот молодой человек поднимается по лестнице, кладет сумку на подоконник, облокачивается, смотрит в окно. Вот мимо проходит полицейский, тут же возвращается и обращается к парню у окна. Тот раскрывает сумку, начинает что-то в ней искать. Затем досматривать сумку берется сам полицейский, а молодой человек отступает на шаг-другой, заходит полицейскому за спину, достает из-за пояса пистолет и стреляет в голову.

Полицейский падает, а преступник хладнокровно овладевает его оружием, запихивает в сумку вытащенные ранее из нее вещи, неспешно уходит…

Версии

Преступление вызвало огромный резонанс. Глава ЧР объявил вознаграждение в 10 миллионов рублей за информацию об убийце. На своей странице в «Инстаграм» он также заявил, что родные и близкие должны отвечать за членов своих семей, имея ввиду прежде всего родственников стрелявшего. Позднее на республиканском уровне стали звучать голоса о необходимости изгнать их из республики.

Несмотря на это, на первых порах одной из ключевых стала версия о «гастролере», готовившем громкий теракт в столице Чечни. В рамках мероприятий, направленных на задержание преступника по горячим следам, при въезде в село Гехи полицейские «нейтрализовали» двух пассажиров такси, попытавшихся скрыться. Но установить их причастность к убийству в надземном переходе не удалось.

Развязка

3 июля в Старопромысловском районе Грозного сотрудники органов внутренних дел застрелили человека, который, как объяснили полицейские, пытался оказать вооруженное сопротивление. Убитым оказался 27-летний Хусейн Дахтаев, уроженец села Гой-Чу Урус-Мартановского района. Труп опознали родственники, а «силовики» со ссылкой на результаты различных экспертиз объявили, что Ахмед Допаев был убит из пистолета, найденного у убитого Хусейна Дахтаева. Последнему принадлежат также отпечатки пальцев на месте преступления.

Через несколько дней республиканское ТВ показало сюжет о том, как в весьма «высоком кабинете» Грозного «воспитывают» отца Хусейна Дахтаева – Сумана и других родственников – мужчин. Следом появились сообщения о том, что решением схода жителей села Гой-чу, семья Дахтаевых выселена из этого населенного пункта.

Что осталось за кадром?

В эти же дни, например, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод в интервью «Кавказскому узлу» заявил, что «способы установления причастных к убийству полицейского в Чечне вызывают много вопросов, а вина Хусейна Дахтаева еще не доказана», и «закон об ответственности родственников применять нельзя».

Судя по телесюжету, о котором говорилось выше, Суман Дахтаев не верит, что именно его сын является убийцей полицейского. Эти сомнения, по словам других родственников, вызваны прежде всего тем, что Хусейн Дахтаев был ростом ниже среднего, тогда как человек на записи с места происшествия достаточно высокий.

Как выясняется, в ТВ-сюжет не вошли и другие «сомнения» Сумана Дахтаева. Так, он якобы пояснил, что его сын еще 19 апреля 2014 года ушел на тренировку и пропал. Тогда же Суман обратился в полицию, но принять заявление в ОВД отказались. Посоветовали прийти еще раз, если сын через три дня не вернется домой. Однако и три дня спустя обращение отца пропавшего парня проигнорировали. «Если бы еще тогда, в апреле, полиция приняла меры к розыску моего сына, может, убийства и не было бы», – такова как будто бы позиция, которую Суман Дахтаев озвучил в «высоком кабинете».

Есть также свидетельства того, что Дахтаевы самостоятельно вели поиски Хусейна. Им, если верить соседям и родственникам, удалось, в частности, выяснить, что Хусейна видели в соседнем Дагестане, а также на турецко-сирийской границе. Как он туда попал, когда и как вернулся, – неизвестно.

Непонятно пока и многое другое. Так, Суман Дахтаев с семьей уже немало лет живет в Грозном. Как может принимать решение об их выселении сход жителей поселения, в котором они давно не живут?

Следующий момент. В республике несколько лет подряд целенаправленно мирят кровников. Власти республики, духовенство, старейшины уладили сотни конфликтов. А в данном случае речи о примирении вообще не было. Наоборот, Допаевых подтолкнули к объявлению кровной мести. Это значит, что ситуация будет иметь развитие, но не в рамках российских законов.