«Схватили первых попавшихся»

Басманный суд Москвы в четверг вечером арестовал двоих фигурантов дела о катастрофе в столичном метрополитене. Старший дорожный мастер службы пути ГУП «Московский метрополитен» Валерий Башкатов и помощник дорожного мастера пути Юрий Гордов следующие два месяца проведут в изоляторе. По версии следствия, именно по их вине стрелка на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» была закреплена с помощью проволоки, что и привело к аварии, в результате которой погибли 22 человека и ещё более 200 пострадали. Сами подозреваемые придерживаются иной точки зрения относительно произошедшего. «Эхо Москвы» разбиралось в подробностях.

Догадки

К утру четверга количество версий аварии превысило все разумные пределы. Следователи, эксперты и сотрудники метрополитена озвучили сразу несколько причин, которые могли бы привести к сходу поезда с рельс.

В СК уверены, что при прокладке стрелочного перевода, который должен был вести на строящийся участок Калининско-Солнцевской линии, были допущены нарушения. Механизм был зафиксирован обычной 3-миллиметровой проволокой, которая не выдержала нагрузки (http://www.sledcom.ru/actual/407706/). В раках этого дела были задержаны Валерий Башкатов и Юрий Гордов, однако официальный представитель ведомства Владимир Маркин пообещал, что круг подозреваемых будет расширяться. Так, в рамках расследования были проведены обыски в «Ингеокоме», «Мосинжпроекте» и ГУПе «Московский метрополите»

Эксперты как подтверждали эту версию, так и опровергали. Главный редактор портала «Мир метро» Дмитрий Аксенов рассказал «Новой газете», что стрелку надо было закрепить с помощью «костылей» по обеим сторонам, однако работы, вероятно, не успели завершить и сделали «времянку» из проволоки: «Такие времянки кладут на путях, где максимум один поезд в день со скоростью пять километров в час ходит или на строящихся линиях. Но на действующей ветке недопустимо! Это как дверь машины примотать проволокой». В свою очередь в профсоюзе работников метро усомнились в правдоподобности такого предположения. «Саму же стрелку замотать на проволоку просто невозможно, ведь любой инженер понимает, какие могут быть последствия», – подчеркнул представитель организации Василий Шеляков.

2.Мастера действительно могли подписать акт о приеме работ под давлением со стороны начальства

3.Под поезд могли попасть неизвестные предметы, которые оставили сколы на бетоне. Возможно, это были детали прошедшего впереди состава

4.Существовала версия, согласно которой в районе места аварии могли быть подвижки грунта. Но эта гипотеза была опровергнута членами экспертного совета, рассказал директор Научно-исследовательского проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института оснований и подземных сооружений Вячеслав Ильичев.

5.Падение напряжения могло привести к ложному срабатыванию сигнализации, в результате которого поезд сошёл с рельсов. Эту версию озвучили в МЧС.

6.Дефект мог быть в колёсной тележке вагона.

7.Бракованные детали поезда. По данным «Русской планеты», проблема таких деталей существовала давно и привела к конфликту в метрополитене.

Это спектакль

Материалы по аресту Башкатова и Гордова в Басманном суде ждали утром, поэтому журналисты начали собираться рядом со зданием с 8 часов. Вскоре стало известно, что бумаги привезут не раньше 2 часов дня. Однако наступило 7 часов вечера, пока из СК привезли все документы, пока конвой доставил подозреваемых и пока нашлись свободные судьи. Наконец, мимо изрядно ошалевших от ожидания корреспондентов и операторов провели Валерия Башкатова. Первые же минуты заседания преподнесли сюрприз: следователь попросил удалить из зала только рассевшихся представителей прессы, мотивируя это тем, что на свободе остаются пока не установленные лица, причастные к совершению преступления. Из СМИ они могут почерпнуть информацию о процессе и сформировать линию защиты. Судью Александра Васина, впрочем, такие доводы не убедили, и он отказался закрывать слушания от зрителей. В дальнейшем председательствующий иногда вольно обращался с нормами УПК, забывая поинтересоваться мнением сторон по некоторым вопросам. Зато он очень внимательно выслушал 65-летнего Башкатова, который, проработав в метро с 1994 года, рассказал, что в работах по установке стрелки он принимал участие только 7 июля.

– 6 июля была уложена левая рама и закреплена на скрутку 5-миллиметровой проволокой. На следующий день была положена правая рама, её закрепили на струбцину. Однако стрелочный перевод не функционировал, поскольку не был подключен к тяге, и движение было предусмотрено только по прямой, – пояснил Башкатов, который, видимо, не спал с момента задержания; судья внимал с интересом. – Мы закончили работу 7 числа. Последующий монтаж проводился уже без меня. Я проверил скрутку, она была надёжной. Все работы осуществлялись под техническим надзором Гордова. Его подчиненные всё проверяли, никаких неисправностей обнаружено не было. Скрутка должна была оставаться до установки тяги, то есть пока стрелка не должна была начать функционировать, такая скрутка предусмотрена проектом производства работ.

Чтобы осмыслить услышанное, судье потребовался 15-минутный перерыв, после которого он выслушал доводы защиты. Адвокат Рыбкин отметил, что не имеет смысла утверждение следователя, будто Башкатов, обладая техническими познаниями, может внести коррективы в документацию и скрыть улики. Доводы обвинения не основаны на материалах дела. Кроме того, Башкатов не намерен скрываться и уезжать от жены, детей и внуков. Он также страдает от заболеваний, которые не позволяют ему находиться в изоляторе. Защита попросила избрать меру пресечения, не связанную с лишением свободы.

– Домашний арест вы рассматриваете как возможную меру пресечения? – поинтересовался судья.

– Да, рассматриваем! – закивала в зале супруга Башкатова Любовь.

– Ну хорошо, жена рассматривает, – согласился Васин и удалился в совещательную комнату.

Пока судьи не было, родственники фигурантов дела успели пообщаться с журналистами. По их словам, все происходящее – это спектакль, а мера пресечения уже давно определена. «Мой супруг и его помощник ни в чем не виновны, схватили первых попавшихся, отвечать за ЧП должно руководство, а не простые сотрудники, которые профессионально выполняли свою работу», — заметила Любовь Башкатова. Пессимистичный прогноз подтвердился, когда председательствующий появился в зале и огласил решение: арест до 15 сентября.

В это же время начался процесс по 43-летнему Юрию Гордову. Его супруга Изебалла Юдина ранее рассказала «Новой газете», что её муж работал по семь смен подряд и был крайне ответственным человеком: «Гоняли, как Сивку-бурку, а теперь решили окончательно доконать». Следователь вновь попытался закрыть процесс от прессы, однако судья Валентина Левашова на его уговоры не поддалась. Озвученное затем ходатайство полностью совпадало с тем, которое было оглашено на процессе по Башкатову. Было, впрочем, и одно исключение: не только Гордов, по версии обвинения, мог оказать давление на свидетелей, но и на него могли повлиять заинтересованные лица, от которых его, соответственно, необходимо «спрятать» в изоляторе.

Юрий Гордов, проработавший в метро с 1992 года, с такой позицией не согласился.

– Все документы у нас проверяются, прошиты, что-то вписать или изменить, в принципе, нереально. Кроме того, у нас на работе есть практика, что при заведении уголовного дела от человека избавляются. Так что я не могу на кого-то воздействовать: если я просто выйду на работу, то мой первый день станет последним, меня вынудят написать заявление об уходе.

О том, что произошло со стрелкой, можно было судить из показаний Гордова, которые он дал ещё в статусе свидетеля. Из документа следовало, что Гордов, контролировавший ход работ, знал о проволоке: завершить монтаж стрелки вовремя не успели, поэтому становили «времянку», которая должна была продержаться до тех пор, пока сотрудники метрополитена не зафиксируют механизм. Полностью провести работы за отведенное время было нельзя, поскольку сильно поджимал график.

– Причиной аварии является дефект колесной пары, – отметил Гордов. – Или негабаритной были колесные тележки, или какая-то часть днища. То, что я видел, отношения к стрелке не имеет. Поэтому хотел бы дождаться решения государственной экспертизы. Такие случаи уже были, например, на станции «Театральная», но тогда обошлось без жертв.

Пресса и участники процесса покидали здание уже после 10 часов вечера. Изабелла Юдина вышла со слезами на глазах и тут же достала сигарету: судья Левашова предсказуемо арестовала её супруга. Через две минуты оператор одного из московских телеканалов попытался отогнать её и нескольких журналистов от крыльца, поскольку они курили прямо в кадре.