«Коррупция убивает»

Что общего между катастрофой в метро, экологическим противостоянием на Хопре и недавними арестами в руководстве МВД?

Хочется надеяться, что в связи с гибелью людей в московском метро тема монополизма в транспортной и железнодорожной отрасли на фоне миллиардных закупок и возможных коррупционных связей наконец прозвучит как следует.

В контексте конкретных смертей тяжело говорить о том, кто как ворует деньги. Но очень может быть, что именно масштабная коррупция во многом стала причиной крушения поезда «Русич», производимого ОАО «Метровагонмаш», входящим в Трансмашхолдинг.

По следам катастрофы прозвучали комментарии рабочих Метровагонмаша, уволенных после того, как они стали выявлять брак в производстве подвижного состава. По словам бывшего слесаря-сборщика завода Вячеслава Бабочкина, на предприятии не стали устранять причины брака, а сократили рабочих, которые об этом браке открыто говорили.

В независимом профсоюзе метрополитена тоже считают, что во многом крушение произошло из-за неэффективного управления метро. Например, «Известия» приводят комментарии специалистов, которые говорят, что в депо «Новогиреево» стоят поезда-«доноры», с которых снимают запчасти и ставят на другие, которые выходят в рейс. Депо «Новогиреево», это кстати, тоже Трансмашхолдинг. В августе прошлого года контракт по обслуживанию депо презентовал сам Сергей Собянин, говоря, что сделка несет метро «очевидные выгоды», а еще «дает более надежную работу метрополитена».

А по сути, одно предприятие и выпускает, и обслуживает, и контролирует свой подвижной состав. Об этом вчера очень внятно рассказал специалист по транспорту Алексей Вязовский в эфире телеканала Дождь.

Причем это самое предприятие получает основные заказы от Департамента транспорта Москвы.

Буквально недавно, в феврале 2014 года, Трансмашхолдинг выиграл конкурс, по условиям которого его структуры — ОАО «Метровагонмаш» и ЗАО «Трансхолдлизинг» — за 143,955 млрд рублей должны произвести и обслуживать на протяжении всего срока эксплуатации 832 вагона метро.

Российская антимонопольная служба никак не отреагировали на произошедшее, наверное, потому, что ЗАО Трансмашхолдинг и так является по сути единственным современным поставщиком вагонов Московского метро. 25% собственника Трансмашхолдинга принадлежит французской компании «Альстом» — тоже знаковому предприятию в машиностроении.

Не побеспокоило надзорные органы и то, что Трансмашхолдинг по сути может быть аффилирован с самим заказчиком данного конкурса — Департаментом транспорта г.Москвы. Руководитель этого департамента Максим Ликсутов раньше попросту владел частью в Трансмашхолдинге. А в мае 2012 года заявил, что продал свою долю другим акционерам — Искандеру Махмудову и Андрею Бокареву.

Недавно Алексей Навальный доходчиво объяснял, что активами, принадлежащими Максиму Ликсутову, в настоящее время через кипрские офшоры управляет генеральный директор ООО «Аэроэкспресс» и старинный приятель Ликсутова — Алексей Криворучко. А конечные владельцы ряда кипрских офшоров, владеющих голландской компанией The Breakers Investments B.V. (100% собственником Трансмашхолдинга), расположены на Британских Виргинских островах. И благодаря утечке базы офшоров BVI, произошедшей в апреле 2013 года, можно убедиться, что Максим Ликсутов являлся одним из владельцев SERMOLENT EQUITIES INC., которая управляет долей в 12.8% в трех кипрских фирмах, владеющих The Breakers Investments B.V.

Другие собственники долей в Трансмашхолдинге — Андрей Бокарев и Искандер Махмудов — управляют «Аэроэкспрессом», имеют прочные связи с РЖД. Они же владеют Уральской горно-металлургической компанией, о которой мне приходится писать чуть ли не каждую неделю в связи с их намерением начать добычу цветных металлов на Хопре, в уникальном месте с прекрасной природой и плодороднейшими черноземами. Люди в Прихопрье уже более двух лет пытаются не допустить этих разработок, ученые доказывают гибельность проекта, а компания, конечно, отрицает все нарушения. Сейчас там против местных жителей возбуждено уголовное дело, которое успели порасследовать и следователь Сергея Магнитского Олег Сильченко, и печально известные Денис Сугробов и Борис Колесников.

Вот так неожиданно объединилось сразу три тяжелейших истории: катастрофа в метро, противостояние на Хопре, аресты в руководстве МВД. Объединились одним словом — коррупция. И фамилии этой коррупции вполне на слуху.