Бред в конце тоннеля

Трагедия на Арбатско-Покровской линии метрополитена всего за несколько часов обросла рекордным количеством версий. К середине дня «реальных причин» аварии от многочисленных комментаторов насчитывалось уже больше десятка.

Различные версии стали сыпаться спустя буквально три часа после трагедии. Непосредственные участники этого страшного события еще не успели оправиться от шока, а скорострелы-комментаторы уже делали выводы о том, почему поезд мог сойти с рельс.

Плохие стыки на рельсах. Непрочность материала, из которого изготовлен поезд, из-за чего вагон был просто всмятку. Брак в креплении колесной тележки с корпусом вагона, в результате чего тележка оторвалась. Посторонний предмет на рельсах. Жидкость на рельсах и как следствие коррозия металла. Теракт, как-то связанный со Славянском, слишком уж символичны сейчас названия станций («Славянский бульвар» и «Парк победы») да и самого поезда («Русич»). И это только самые популярные версии.

Рискнем предположить, что часть активных комментаторов даже не ездит на метро. Особенно это касается некоторых блогеров. Другие авторы – из серии «а теперь пусть выскажется начальник транспортного цеха». Например, некий преподаватель солидного столичного вуза, судя по его опыту, к метро- и вагоностроению прежде отношения вроде бы не имеет, зато имеет аж четырехлетний научно-педагогический стаж. Он автор версии про посторонний предмет на путях.

Пилоты и другие технари хорошо знают: в первые 24 часа после аварии любые выводы будут скоропалительными. Спешка хороша при ловле блох. На анализ любой техногенной катастрофы нужно силы и время. Вот почему у профессионалов существует негласное правило: никаких публичных комментариев в течение первых суток или пока не появятся предварительные результаты расследования.

Известно, что все пути столичного метрополитена каждые сутки проверяет тестовый поезд, который снимает показания с точностью до миллиметра. Стало быть, в первую очередь надо смотреть результаты последнего теста. Кроме того, чтобы судить о причинах аварии по-взрослому, нужно еще обязательно выслушать показания выжившего машиниста, просмотреть записи с видеокамеры, которая должна была стоять на той самой стрелке. Плюс – сделать расшифровку с Регистратора параметров движения поезда, так называемого РПДП (это как «черный ящик», только в метро).

Очевидно, только после этого начнет вырисовываться истинная картина под названием «причина трагедии». Это страшная картина, и она может быть восстановлена по крупицам только «с натуры». Те, кто пытаются рисовать ее сообразно своему воображению, — или непрофессионалы, прежде не державшие кисти в руке, или провокаторы, у которых всегда наготове черная краска.

История крупных катастроф показывает: все версии случившегося, которые появлялись в первый день, не стоили выеденного яйца. Так было, например, крушением в Индонезии российского лайнера «Суперджет-100»: расследование показало, что технически самолет был исправен, но капитан несколько раз проигнорировал «звонки» от системы раннего предупреждения о сближении с землей. Катастрофы круизного лайнера «Коста Конкордия», падение самолета «Боинг-737» в Казани – поспешные версии умерли тоже быстро.

Есть вопросы и к версиям, которые рассматривает Следственный комитет. Возьмем неисправность стрелки. Если она стояла не по маршруту, почему тогда спокойно проехали предыдущие поезда? Расследование должно ответить на этот вопрос.

Разгребать авгиевы конюшни поспешных версий придется и специальной межведомственной комиссии, которая была создана по поручению мэра Москвы Сергея Собянина. Помимо чиновников в комиссию вошли независимые эксперты, им предстоит изучить все имеющиеся факты и после этого сделать выводы. В том числе, возможно, кадровые. Комиссия уже работает. Число сторонних трактовок продолжает расти. Но истина, очевидно, где-то на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар».