Цветы для Натальи

Коллеги убитой чеченской правозащитницы вновь призвали найти исполнителей и заказчиков злодеяния

Цветы для Натальи. Под таким романтично-печальным названием прошла сегодня в Москве, у станции метро Новокузнецкая, акция памяти чеченской правозащитницы Натальи Эстемировой, погибшей пять лет назад.

По мнению друзей и коллег Натальи, а также экспертов по ситуации на Северном Кавказе, ее, как и Анну Политковскую, убили именно из-за ее правозащитной и журналистской деятельности. Пять лет спустя после убийства Эстемировой ни исполнители, ни заказчики преступления не найдены. Более года нет новостей о том, как продвигается следствие.

В сегодняшней акции всем неравнодушным людям предлагалось не только вспомнить словом погибшую правозащитницу, но и подписать индивидуальное обращение главе Следственного комитета России Александру Бастрыкину с просьбой продолжить расследование убийства Натальи Эстемировой, имеющего политическую подоплеку.

По словам Светланы Ганнушкиной, председателя Комитета Гражданское содействие, энтузиазм следствия пошел на спад во многом и потому, что оно вынуждено разрабатывать лишь одну «подставную» версию.

«Уже пять лет идет следствие. Идет ни шатко, ни валко. Расследуется «подставная» версия о том, что Эстемирову убили боевики, потому что-де она однажды неаккуратно о них высказалась. Но это ерунда. С чего бы боевикам бояться слов правозащитницы, в то время как куда более серьезные люди с гораздо более серьезными намерениями о них высказываются. Тем не менее версия о причастности боевиков была подброшена, и следствие до сих пор отрабатывает ее, хотя в начале руководитель следственной группы Соболшь готов был серьезно отнестись ко всем версиям, но постепенно энтузиазм исчез, – отметила Ганнушкина в беседе с «Кавказской политикой». – Сейчас мы – друзья и соратники Наташи – не оставляем попыток понять, что же произошло. В свое время тогдашнему президенту Медведеву был представлен доклад, в котором имелись данные о том, что потожировые предполагаемых участников абсолютно не совпадают с таковыми того человека, которого обвинили в убийстве Эстемировой».

«Наташа была замечательным человеком, уникальной, я бы сказала, бесшабашной, храброй. И это при том, что она осознавала то, что может с ней случиться в той ситуации, в которой она жила. Даже если ей было страшно, она все равно продолжала делать свое дело. Буквально за неделю до похищения и гибели она рассказала о внесудебной казни, произошедшей в Чечне», – подчеркнула глава «Комитета Гражданское содействие».

«В то же время, руководство республики не очень было довольно освещением такого рода инцидентов. А людей в Чечне, которые готовы услужить руководству по любому поводу, достаточно», – считает Ганнушкина.

Напомним, что Наталью Эстемирову 15 июля 2009 года в 8.30 утра в Грозном схватили и затолкали в машину, увезя в неизвестном направлении. Через 8 часов тело правозащитницы с пулевыми ранениями в грудь и голову было обнаружено в соседней Ингушетии.

Наталья Эстемирова была историком по образованию и работала в школе. Защитой прав человека она начала заниматься еще в 1992 году, во время осетино-ингушского конфликта. После первой чеченской войны, продолжая преподавать в школе, она помогала людям, ставшим жертвой пыток в фильтрационных лагерях. В 1998 году Наталья занялась правозащитной журналистикой и в разгар боев второй чеченской войны, рискуя собственной жизнью, передавала правозащитникам и прессе информацию о происходящем в Грозном.

С 2001 года Эстемирова работала в грозненском отделении правозащитного центра «Мемориал». Она расследовала похищения и убийства людей в Чечне, писала статьи, тесно сотрудничала с Анной Политковской — журналистом «Новой газеты», убитой в 2006 году.