Пятая колонна в Зомбиленд: стратегия выживания

Что делать, когда твоя Родина больна? Когда она действительно и нефигурально больна – коллективное сознание помутнено, а коллективное бессознательное обнажено и уязвлено? Что делать, когда нация впадает в инфантильное состояние и ползет, вслепую, на четвереньках, вслед за обнаженной по пояс фигурой «отца»? Что делать, когда народ превращается в толпу, а толпа впадает в экстаз? Что делать, когда телешаманы на всех голубых экранах ежедневно, утренне и вечерне, камлают, стуча в бубен войны и требуя жертв? И дело даже не в том, что ты одна из тех жертв, крови и пепла которых требуют публично и настойчиво, с государственных трибун, ты, пятая колонна, национал-предатель, за которым обещают вскоре приехать невзрачные люди с помятыми глазами из центра «Э». Дело даже не в этом.

Что делать, когда твои «интеллигентные» друзья, некоторые из которых почти гениальны, многих из которых ты любил и любить продолжаешь, несмотря на пену изо рта и георгиевские ленточки поперек полушарий? Что делать, когда вдруг ты обнаружил себя в роли героя изысканно иронических трагедий, наподобие сюжетов «Добро пожаловать в Зомбиленд» или «Зомби по имени Шон»? (И почему, кстати, тебя уже совсем не удивляет существование планов обороны США от нашествия зомби?) Что делать, когда города и веси твоей многострадальной Родины заполнили товарищи, в голове которых причудливым и патологическим образом переплелись как змеи в клубке: Сталин, Крым, СССР, Православие, Спасибо-Деду-За-Победу, Самодержавие, Горячие-Туры-В-Египет, Гитлер-До-1939, Бей-Гея-Спасай-Россию и другие не менее удивительные элементы мозаики?

Каждая душевная патология рано или поздно переходит в органическую стадию: начинаются регрессивные процессы, в ходе которых нейроны утрачивают сложившиеся связи и в мозговой ткани начинаются процессы диффузии, беспорядочного смешивания. Противостоять этому можно только одним способом – отстаивая сохранные уголки, упорно и настойчиво сохраняя остатки разума, способность анализировать и отделять мух от котлет, а туалет от кухни. Да, страшно, и страшно уже не за себя, а за своих детей, которым, не исключено, придется заново проходить исторические уроки, так не выученные твоим поколением.

Первое, что нужно и можно сделать: не болеть самому. Когда ты — клетка в живом, но страдающем от вирусов организме, лучшее, что ты можешь сделать для своего организма – это не покончить жизнь самоубийством и не менять свой профиль на раковый, а просто оставаться здоровой и функционирующей клеткой, как бы это ни было трудно. Все, что от нас требуется – это выполнять свой непосредственный долг, работать, жить и общаться, не тратя понапрасну энергии и силы на бесконечные споры и ссоры с близкими на тему крымнаш. Первый рубеж – это границы нашего «я», личные и персональные границы. Для того, чтобы противостоять инфекции, в этих границах должен быть наведен порядок. Как минимум, в этих границах все должно быть честно и чисто. Разберитесь с самим собой и поймите сами для себя, чего вы хотите для себя, для своей семьи и для своей страдающей Родины. Берегите себя, свои нервы, чувства и мысли. Наше «Я» — это наша брестская крепость, внутри которой нет ни национал-патриотизма, ни крымнашизма, ни ненависти, ни слабоумия. Врагом является не условный путин, и даже не всепоглощающая коррупция, не крымнашизм и не люди, которые заразились либо имитируют болезнь за хороший гешефт. Врагом является сама болезнь, поразившая интеллект и чувства нации, поэтому лучшее, что мы можем сделать – это оставаться здоровыми сами.

Второй рубеж – это семья и близкое окружение. Некоторые семьи и союзы уже разошлись, распались по воспаленному шву между Украиной и Россией. Берегите семью и дорожите дружбой: зомби-эпидемия неизбежно пойдет на спад, а семья и друзья – останутся с вами, когда гнойное цунами схлынет. Не теряйте их, установите с ними договоренности о зонах умолчания, если нужно. Установите границы и договоритесь о том, что действительно важно – любовь, тепло, доверие. Вытолкните политические разборки за пределы своей семьи и за пределы вашего круга. Установите перемирие с теми, кто для вас по-настоящему важен и от кого вы не можете просто так . Вы не раздражаете и не царапаете их набухший крым, а они в ответ не наносят увечья вашему кровоточащему либерализму. Спрячьте ваши кортики категоричности обратно в ножны, договоритесь со своим эго. В одиночку никто в Зомбиленде не выживает.

Не морочьте свою бабушку навальным, говорите с ней в понятном для нее синтаксисе. Соглашайтесь с тещей хотя бы частично: всегда и во всем, даже в самом кошмарном ужасе есть нечто позитивное. Большинство так называемых «ватников», из числа тех, кто действует искренне – это люди с «благими намерениями». Другое дело, куда они прокладывают дорогу этими своими намерениями. Надо понимать, что их втянуло в расплющенный киселевский космос с перевернутыми перспективами, где «назад» это «вперед», а «свобода» — это «фашизм». И надо отдавать им должное хотя бы в том, что их намерения изначально – благие, они стремятся к «хорошему». Почему это произошло со страной – разберемся позже, а сейчас необходимо сохранить собственную территорию смыслов. И стоит помнить, что все мы живем в пространстве сконструированных смыслов, причем, у многих людей эти смыслы явно и недвусмысленно противоречат один другому. Только полная некритичность и несамостоятельность мышления позволяет распространяться киселеву от сердца к сердцу, от пепла к пеплу. Сводите концы вместе, предъявляйте факты, собирайте генеалогию. Здоровье ума – в напряжении интеллектуальной работы.

Используйте психологическое айкидо в общении – смягчайте ваш ответ, конвертируйте пропагандистский мем в шутку. Не стоит атаковать убеждения других людей через главные ворота – в ответ носители инстинктивно начнут защищать свою заразу. Для начала стоит расшатать инсталлированные телеканалами идеи. Дед вам: «Крым – русский!» А вы ему – «Да, Крым сейчас русский, я согласен. Но просто для справки – известно, сколько лет там жили русские? А сколько – татары? И сколько веков – греки?». Речь должна конструироваться не из «Нет!», а из «Да, но…».

В когнитивной терапии много методов работы с «неверными» убеждениями, проблема только одна — не все клиенты действительно хотят осознавать происходящее: жизнь в полусне, в пространстве телегрез, многих вполне устраивает, а пробуждение в реальность (и они «чуют» это определенным местом) может оказаться болезненным и не столь приятным. Разбудить другого человека из будоражащей и заряженной мифологии виртуального шутера «Новороссия», вы не сможете, если он сам не пожелает. Но пригласить в пробужденное и осмысленное пространство – вполне.