Противники трассы Москва-Петербург открыли второй фронт

Вокруг строительства трассы Москва-Петербург разгорается новый скандал. Химкинские активисты открыли второй фронт в Солнечногорском лесу, где 22 июня начались вырубки деревьев. Ради строительства скандальной дороги там планируется уничтожить 300 гектаров деревьев. Общественники требовали у лесорубов и охранников разрешительные документы, но не получили их. Вырубку удалось остановить, но, видимо, ненадолго — госкорпорация «Автодор» заявила, что все работы законны, а подтверждающие это документы находятся в открытом доступе.

О том, что трасса Москва-Петербург пройдет по Солнечногорскому лесу, местные активисты знали давно. Причем реализация данного проекта, по словам главы инициативной группы Михаила Васильева, «даже более уродлива, чем в Химках». Запоздалую реакцию на вырубку он объяснил тем, что земли Солнечногорского леса были переведены в земли промышленности и транспорта только в феврале этого года. С Химкинским лесом это случилось еще в 2009 году. «Соответственно, мы и позже спохватились», — сказал Васильев в эфире телеканала «Дождь».

Строительство в Солнечногорском районе затронет поселения Менделеево, Луневское и Пешковское. Трасса пройдет на расстоянии примерно 500 метров от жилых домов. Лес начали вырубать ночью в отдаленных от автомобильной дороги мест. Тревогу подняли жители близлежащих деревень, услышавшие шум бензопил, пишет «Новая газета». А на следующий день мэр города «скоропалительно» ушел в отпуск. По словам Михаила Васильева, вырубка леса между деревнями Жилино и Льялово незаконна по нескольким причинам.

«Общественные слушания по утверждению проекта строительства трассы не проводились, не рассматривались альтернативы переноса стройки, по инструкции вырубку можно совершать только зимой. Я собственными глазами видел календарь вырубок, подписанный председателем Росавтодора Журавлевым — ему плевать, что летом существует опасность возгорания древесины. Госэкспертиза запретила здесь строительство трассы, к тому же у организации отсутствует лесорубочный билет. Срок действия государственного контракта истек 28 октября 2009 года», — сообщил Васильев.

22 июня около 50 защитников Солнечногорского и Химкинского лесов собрались на просеке, где их ждали десяток полицейских и столько же охранников. Последние проигнорировали просьбу собравшихся показать разрешительные документы, а также отказались пропустить их на место вырубки. Активист Павел Шехтман все-таки прорвался через ряд представителей ЧОП, завязалась драка. В результате был оформлен акт о правонарушении.

В это время поступила информация, что с другой стороны просеки лесорубы угрожают избиением защитникам леса. Приехавшие на место полицейские изъяли две бензопилы. Лидер движения «В защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова оформила акт об административном правонарушении. Заявление о начавшейся вырубке активисты подали в ОВД Солнечногорска, оттуда его передали в Отдел по борьбе с экономическими преступлениями. Вырубка леса была приостановлена. Но наученные опытом «коллег», местные жители разбили неподалеку от просеки лагерь.

Между тем госкомпания «Автодор», которая отвечает за подготовку и строительство трассы Москва-Петербург, отвергла обвинения в незаконности работ. «Я не знал, что для того, чтобы проверить документы, необходимо проводить акцию, — прокомментировал в эфире радио «Свобода» первый заместитель председателя правления «Автодора» Сергей Кельбах. — Вся исходно-разрешительная документация помещена на сайте госкомпании, в разделе «Важные документы». Он добавил, что интересующиеся могут также увидеть оригиналы этих бумаг, приехав в госкомпанию или обратившись к производителю работ. Требование документов у работников на месте вырубки Кельбах назвал бредом. «У тракториста, кроме его удостоверения тракториста, с собой быть ничего не должно: все документы хранятся у руководства», — заключил первый зампред правления. Активисты, однако, не теряют надежды: если приговор Химкинскому лесу уже неотвратим, что подтвердил президент Дмитрий Медведев, то Солнечногорский лес еще есть шанс спасти.

Напомним, в начале июня глава государства встретился с представителями экологических организаций и заявил, что строительству скандальной трассы в обход Химкинского леса помешали прежние власти Москвы. Медведев сказал, что, останавливая стройку в августе прошлого года, он был «на 90 процентов уверен», что дорогу можно проложить по другому маршруту. Однако, встретившись с экспертами, убедился, что изменить ранее принятые решения невозможно. Экологи тем не менее настаивают на существовании иного маршрута и заявляют, что президента ввели в заблуждение.