В отличие от РФ, Турция уступки не делает, а продает

Анкара собирается поторговаться с Вашингтоном по поводу размещения у себя американского радара.

В то время как Пентагон продолжает неутомимо возводить по всему периметру российских границ «глухой» противоракетный частокол, а наш МИД почти ежедневно обновляет мировые рекорды беззубой политкорректности (то «выражая озабоченность» по поводу планов наших заокеанских «партнеров», то указывая на «недопустимость односторонних подходов»), рядовые подрядчики «ПРОтивороссийской» стройки не теряют время зря, пытаясь сорвать с американского заказчика максимальный куш за участие в этом проекте.

Судя по всему, Турция (чья евроатлантическая услужливость в деле установки американских ракет однажды едва не отправила планету в «ядерную зиму» во время известного Карибского кризиса) не прочь «поиграть на нервах» у Вашингтона. Анкара решила на некоторое время «подвесить» вопрос о размещении на своей территории американского радара системы ЕвроПРО, несмотря на соответствующий меморандум между двумя странами, подписанный некоторое время назад. И это притом, что, поскольку страна является участником НАТО, реализация данного соглашения для турецких властей является «делом техники» и не требует даже традиционной ратификации парламентом (достаточно лишь соответствующей резолюции кабинета министров).

Однако, видимо, в отличие от своего большого северного соседа, Турция просто так уступки не делает, а продает их по максимальной цене. Как сообщают СМИ, вместо выставления своей визы на турецко-американском соглашении турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган отправился в Нью-Йорк на открывающуюся здесь сессию Генассамблеи ООН для участия в кулуарных переговорах с лидерами США и Ирана. О характере компенсации, на которую рассчитывает Анкара за появление в Турции радиолокационных «глаз и ушей» Пентагона, можно только догадываться. Не исключено, что речь идет о содействии в решении курдского вопроса. Тем более что после оккупации Ирака (на севере которого находится иракский Курдистан) Вашингтон получил в свои руки очень серьезный козырь в дипломатической игре с Турцией.

Еще одной «вкусной морковкой», уже давно подвешенной США и ЕС перед Анкарой, является присоединение потомков Османов, в свое время с боем осаждавших европейские столицы, к «цивилизованной семье народов». Учитывая наличие у Белого дома многочисленных «друзей Америки» в лице таких национальных лидеров, как Николя Саркози или британский премьер Дэвид Кэмерон, можно предположить, что они могут пообещать Турции сломить немецкое упрямство и предоставить Анкаре вожделенный членский билет в ЕС. Другим визави Тайипа Эрдогана за столом переговоров в Нью-Йорке скорее всего будет иранский коллега Махмуд Ахмадинежад. Поскольку на фоне продолжающейся «гуманитарной» зачистки Ливии Тегеран не может не беспокоить перспектива появления на соседней турецкой территории радиолокационного «наводчика» для военных кораблей ВМФ США с противоракетами на борту, которые, как ожидается, уже в ближайшие месяцы встанут в боевую стойку в восточной части Средиземного моря. Таким образом, турецкое руководство, судя по всему, попытается «снять озабоченность» (или хотя бы чем-то компенсировать «доставленные неудобства») у своих соседей по региону.

Примечательно, что в перечне стран с которыми турецкие власти собираются согласовывать в американском «Большом яблоке» свои крамольные планы по размещению американской РЛС, РФ не значится. Хотя истинная мишень противоракетных планов Пентагона с самого начала являлась «секретом Полишинеля». Видимо, Анкара не хочет утруждать себя отчетом перед страной, арсенал средств внешнеполитического принуждения которой ограничивается исключительно «выражением дипломатической озабоченности» или ни к чему не обязывающим «указанием на недопустимость». Притом, что Москва в случае проявления российскими элитами соответствующей политической воли могла бы раз и навсегда отбить у турецкой «всероссийской здравницы» охоту к антироссийским играм. Например, разморозив поставку Ирану зенитно-ракетных комплексов С-300 или даже превентивно-наступательное баллистическое вооружение, чтобы на американский «глаз» в Турции постоянно «смотрели» десятки российских ракет.

О перипетиях закулисного торга между Вашингтоном и Анкарой по поводу размещения в Передней Азии элементов американской ПРО в интервью KM.RU рассказал главный редактор журнала «Проблемы национальной сратегии» Аждар Куртов:

— Общий рефрен рассуждений экспертов по поводу наметившейся динамики во внешней политике Турции в последнее время обычно сводится к тому, что эта страна якобы кардинально меняет свою внешнеполитическую доктрину и взяла курс на то, чтобы как минимум стать сильнейшей региональной державой. В обоснование этого приводятся высказывания современного турецкого руководства о том, что Анкара отказывается от бесплодных попыток войти в ЕС, что было основной ее целью на протяжении 40 лет. Также отмечается активизация Турции на Ближнем Востоке — как в связи с событиями в Сирии, так и в арабском мире. О чем свидетельствуют последние визиты турецкого руководства в Египет и резкие высказывания в адрес Башара Асада.

Что касается отношений между Турцией и Израилем, то до сих пор памятен конфликт между этими странами в связи с инцидентом вокруг «Флотилии свободы». Не говоря уже о публично озвученной угрозе задействовать военно-морской флот в том случае, если будут продолжаться геологические изыскания на шельфе Кипра, к чему Турция относится достаточно ревностно. Наконец к этому добавилась ситуация с размещением объектов противоракетной обороны. Все это, по мнению большинства экспертов, свидетельствует о переменах в позиции Турции.

Однако я бы не говорил столь однозначно. Дело в том, что международная политика — это своего рода «действо» с изрядной долей лицемерия. Турецкое руководство — это люди, которые воспитаны в восточной традиции. Думаю, для них не составит труда произвести то впечатление, на которое они рассчитывают. Если уж разбирать по полочкам, то приписываемое турецким властям намерение отказаться от вступления в ЕС на самом деле не столь однозначно. Совсем недавно Абдулла Гюль дал интервью ведущей немецкой газете «Зюддойче Цайтунг», в котором четко заявил, что вступление в ЕС продолжает оставаться целью Анкары. Однако буквально через день в немецких СМИ появилось высказывание Ангелы Меркель о том, что Германия считает нецелесообразным принятие Турции в ЕС. То есть в отношении этой проблемы идет торг. Кстати говоря, Гюль в своем интервью высказывал претензии к Берлину в части необходимости изменить систему выдачи виз турецким гражданам. Указывая на неравноценность визового режима, который существует для немецких граждан, приезжающих в Турцию и, напротив, для граждан Турции, выезжающих в Германию.

Не все просто и с вопросом о характере взаимоотношений между Анкарой и Тель-Авивом. Да, периодически делаются громкие политические заявления и вроде бы Анкара угрожает Израилю чуть ли не мечом (ятаганом). Все это, конечно, находит приветственный отклик в рядах арабов. Но не стоит переоценивать реальность этих угроз. Если взять такой параметр, как объем товарооборота между Турцией и Израилем, то мы увидим, что серьезных изменений (какие должны были бы последовать при серьезном охлаждении отношений между двумя государствами) пока не наблюдается. Более того, товарооборот продолжает расти. Это говорит о том, что заявления могут делаться исключительно на публику. Потому что если бы у сторон было желание разорвать отношения, то более серьезной мерой стало бы если не введение экономических санкций, то, по крайней мере, рекомендации собственным бизнесменам воздержаться от расширения деловых контактов с Израилем. Если мы вспомним историю, то подобные заявления со стороны Анкары звучали и в адрес других государств. Например, когда во Франции парламент принял решение признать геноцид армян 1915 года, всю Турцию охватило массовое движение, когда проходили демонстрации, пикеты, раздавались призывы не покупать французские товары. И кто сейчас серьезно вспоминает об этом?

В политике, учитывая изрядную долю лицемерия ее участников, все меняется достаточно быстро. Да, некоторые израильские политики, казалось бы, шантажируют Анкару своим намерением «наладить связь» с курдскими мятежниками. Однако одновременно в СМИ были опубликованы сообщения о том, что турецкое руководство само проводит тайные переговоры с высшими представителями курдской Рабочей партии. Более того, турецкое руководство признало факт проведения таких переговоров. То есть на самом деле турецкое руководство по-восточному хитрое, и оно использует все возможности для достижения своих интересов.

Таким образом, трения между Турцией и странами Запада на самом деле являются лишь попыткой Анкары продемонстрировать, что Турция претендует на статус значительной величины, такой, с которой необходимо считаться. Что у нее есть и другие аргументы, такие как размещение американских объектов ПРО. А не только право давать или нет разрешение на прокладку через свою территорию того или иного варианта трубопровода из каспийского региона.

Заминка с решением вопроса о радаре еще не означает, что было принято решение о кардинальном изменении своей внешнеполитической ориентации. Турция никогда не ставила под вопрос свое членство в Североатлантическом альянсе. По той простой причине, что ей это выгодно. Будучи членом НАТО, она может блокировать недружественные действия Греции в поддержку Кипра. Или по вопросу об израильской внешней политике. Что касается консультаций с Ираном по поводу размещения радара, то на неофициальном уровне они действительно могут проводиться. Поскольку в последние три года турецкое руководство неоднократно делало заявления, которые расходились с официальной позицией тех же США по отношению к Тегерану. Турция пыталась посредничать и в ядерном вопросе. Когда речь шла о переработке отработанного ядерного топлива с Бушерской АЭС. Турция пыталась лоббировать идею, чтобы через Набукко прокачивался не азербайджанский, а иранский газ. Кстати говоря, один из лозунгов турецкой внешней политики при нынешнем руководстве звучит примерно так: «Иметь нулевые проблемы со своими соседями». В том числе и Ираном.

Говоря о перспективах появления в Турции американского радара, отмечу, что нам будет очень трудно убедить турецкое руководство отказаться от этого намерения. Потому что мы и так достаточно много сделали уступок Турции. И по «Голубому потоку», и по проекту прокладки нефтепровода с нашего черноморского побережья в сторону Самсуна. Но все, как говорится, «не в коня корм». А делать дальнейшие уступки — означает терять лицо без особой надежды на серьезные перспективы. Сейчас некоторые предлагают в качестве контрмеры разместить российские комплексы С-300 в этом регионе. Несколько лет назад Кипр приобрел у России эти зенитно-ракетные комплексы. Но Турция воспрепятствовала этим поставкам через черноморские проливы. Что касается поставок С-300 в Иран, то Москва приняла политическое решение заморозить этот проект, что вызвало резкое недовольство со стороны Тегерана. Я также отношусь к этому решению отрицательно. Но по понятным причинам, я как эксперт не располагаю всей полнотой информации на этот счет. И надеюсь, что со стороны российского руководства речь шла о размене с Западом (о содержании которого мне просто не известно), а не просто о проявлении слабости.