МИД Болгарии: Лукашенко кажется искренним

Политолог Денис Мельянцов опубликовал в своем блоге письмо главы МИД Болгарии Николая Младенова Верховному представителю ЕС Кэтрин Эштон об итогах переговоров с президентом Беларуси Александром Лукашенко. «Моя оценка встречи была очень положительной. Президент казался искренним в своем стремлении перевернуть страницу прошлого таким образом, чтобы страна могла двигаться вперед», — говорилось в письме.

«Он (Александр Лукашенко – Телеграф) говорил о необходимости новой конституционной договоренности, которая приведет страну к многопартийной демократии, и об опасности концентрации «слишком большой власти», как он это сделал. Он явно считает, что сохранение независимости Беларуси будет его самой важным наследием. Он согласился с тем, что наиболее надежными гарантиями независимости являются прочные отношения с Евросоюзом и функционирование демократических институтов», — говорится в письме, опубликованном в блоге Дениса Мельянцова.

По словам Николая Младенова, белорусские власти посылали сигналы «о заинтересованности в улучшении отношений страны с Евросоюзом». «Такая заинтересованность, возможно, была обусловлена финансовыми ограничениями, с которыми сталкиваются белорусские власти, а также влиянием санкций и внешней среды в целом», — отметил болгарский министр.

Хотя он и заявил, что «не может быть никаких дискуссий, пока нет видимого улучшения ситуации с правами человека в стране», «к моему (Николая Младенова – Телеграф) большому удивлению, реакция из Минска была положительной».

В ходе разговора с президентом Александром Лукашенко, которые длились 2,5 часа, тот пообещал к концу следующей недели освободить как минимум четырех оппозиционеров и прекратить дела в отношении еще двух. Также глава государства обещал, что «к концу сентября/началу октября все остальные политические активисты будут освобождены».

Кроме того, Александр Лукашенко обещал «на национальной конференции учителей» призвать к национальному «круглому столу», который бы основывался «на принципах сохранения территориальной целостности и независимости Беларуси и развития многопартийной демократии». «Во время объявления этой инициативы президент обратится к Европейскому Союзу с просьбой направить «группу мудрецов» для контроля и, возможно, содействия этому диалогу», — сообщил Николай Младенов.

«Я считаю, что эти инициативы, в случае их реализации в течение ближайших нескольких дней, создали бы возможность для ЕС конструктивно поддержать демократизацию в Беларуси. Это создало бы для нас условия, чтобы работать с властями и оппозицией над разработкой условий реальной многопартийной демократии. У всех стран-членов ЕС, которые переходили к демократии, есть опыт и знания, которые можно предложить. Это было бы в интересах Европы и народа Беларуси, если мы согласимся определить группу умных и опытных специалистов, которые могли бы контролировать, направлять и содействовать такому диалогу в Беларуси. Это было бы знаком нашей готовности укреплять европейские приверженности наших восточных соседей», — отметил министр.

Как сообщал Телеграф, источник в дипломатических кругах сообщил о том, что на помилование оппозиционеров Александр Лукашенко пошел для того, чтобы наладить отношения с Европейским союзом. По словам источника, белорусский президент 26 августа провел тайную встречу с главой МИД Болгарии Николаем Младеновым. МИД Болгарии подтвердил корреспонденту Телеграфа факт встречи.

Между тем 1 сентября из колоний были отпущены четыре фигуранта «дела 19 декабря», помилованные президентом Беларуси Александром Лукашенко. 14 сентября на свободу вышли еще 11 оппозиционеров. 29 августа президент Беларуси предложил представителям оппозиции, Евросоюза и России обсудить ситуацию в стране за «круглым столом». По словам главы государства, проблемы Беларуси «нужно решать не на площадях и баррикадах, а путем диалога, нормального человеческого разговора».

Белорусская оппозиция к предложению президента отнеслась положительно, однако выдвинула определенные условия своего участия в «круглом столе». Вслед за этим 9 сентября Александр Лукашенко заявил, что не намерен устраивать переговоры с оппозицией. «Они (оппозиция) сидели под веником, делили эти «зеленые», которые им кинули из-за рубежа, и тут вдруг услышали, что Лукашенко что-то сказал. Они это восприняли как переговоры с оппозицией. Я о переговорах не говорил и говорить не собираюсь. Я ни с кем из них не собираюсь переговариваться», — сказал он.