Лисек: мы не позволим Лукашенко обманывать ЕС

Депутат Европарламента от председательствующей в Евросоюзе Польши Кшиштоф Лисек в интервью Deutsche Welle заявил, что без подлинных демократических преобразований Минск не может рассчитывать на финансовую поддержку ЕС.

Александр Лукашенко не может надеяться на финансовую поддержку Евросоюза, пока в Беларуси не будут освобождены все политзаключенные и не начнутся подлинные демократические преобразования. Об этом в интервью Deutsche Welle заявил представитель от председательствующей в ЕС Польши Кшиштоф Лисек, выступивший в дебатах о резолюции Европарламента, принятой в связи с арестом белорусского правозащитника Алеся Беляцкого.

DeutscheWelle: Какие основные пункты резолюции Европарламента вы могли бы отметить?

Кшиштоф Лисек: Прежде всего, депутаты Европарламента заявляют, что добиваются освобождения правозащитника Алеся Беляцкого, а также всех политзаключенных. Мы подчеркиваем, что больше не позволим Лукашенко обманывать нас, потому что он выпускает на свободу двух-трех активистов, но тут же за решеткой оказываются другие, и так по кругу — до бесконечности.

Мы требуем не только свободы для всех политических узников, но и прекращения репрессий в отношении деятелей оппозиции, неправительственных организаций и независимых СМИ. Мы также призываем к изменению законодательства для того, чтобы общественные организации и средства массовой информации могли свободно осуществлять свою деятельность. Это главные положения резолюции в отношении Беларуси.

— Как проходили дебаты вокруг этого документа?

— Дискуссия была очень эмоциональной. Но не из-за полярных мнений представителей разных фракций в Европарламенте, а потому что в зале было много людей, которые лично знают Алеся Беляцкого и многих лидеров белорусской оппозиции. Мы переживаем, что в нескольких десятках километров от Евросоюза существует государство, в котором не уважают свободы и права человека — все то, на чем построена демократическая Европа.

— Евросоюз с 2006 года проводил разную политику в отношении официального Минска – от приглашения к сотрудничеству до введения визовых ограничений и экономических санкций. Есть ли способы, с помощью которых можно повлиять на развитие ситуации в Беларуси?

— Сотрудничество и контакты с режимами необычайно трудны. Диктаторам во всем мире приходит конец, как, например, в Северной Африке, и я верю, что придет очередь Лукашенко. Со своей стороны Европарламент будет делать все возможное, чтобы в Беларуси произошли перемены. Думаю, что сегодня будет очень действенной мерой запрет на въезд в ЕС не только для Лукашенко и его ближайшего окружения, но и для всех тех, кто участвует в процессе репрессий против оппозиции.

Во время дебатов в Европарламенте неоднократно звучало: продажные прокуроры, нечестные судьи, милиционеры, выполняющие незаконные указы, руководители предприятий, увольняющие людей с работы, ректоры университетов, которые выгоняют студентов за политическую деятельность, должны помнить, что их имена будут в списках тех, кому запрещен въезд в Евросоюз. Мы обратимся к государствам-партнерам ЕС, таким как США, Норвегия, Швейцария, Турция, чтобы они также запретили въезд этим людям. Те, кто участвует в репрессиях в Беларуси, должны знать, что их дела не будут забыты.

— А как вы оцениваете действенность точечных экономических санкций в отношении Беларуси, которые были введены Западом?

— Экономисты утверждают, что в Беларуси развивается серьезный кризис. Режим нуждается в деньгах. Поэтому такие финансовые институты, как Европейский банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Всемирный банк, должны четко и ясно заявить – если не будет политических реформ, если не будет настоящей демократии и свободы слова, Лукашенко должен забыть о кредитах и других средствах помощи.

Этот процесс должен также затронуть многие западноевропейские фирмы, которые работают с Беларусью. Пришло время осознать, что они сотрудничают с недемократичным и неподдерживаемым Западом режимом. Об этом заявляли некоторые депутаты в своих выступлениях в ходе дискуссии в Европарламенте, и часть предложений нашла отражение в принятой резолюции.