Прощай Бельгия?

Сегодня утром на улице де ля Луа в Брюсселе царила паника. Срочное заседание кабинета министров Бельгии скорее напоминало переговоры, которым отпущен последний шанс. Король срочно вернулся в страну. В июле он уже предпринимал попытку спасти положение:

“Я крайне огорчен самым долгим в человеческой памяти формированием правительства,- сказал в июле король Бельгии Альберт II.- Я не соответствовал бы своей роли, если бы не напомнил откровенно о тех опасностях, которыми затяжной кризис грозит всем бельгийцам”.

Однако, несмотря на его отчаянные призывы, усилия ушедшего полтора года назад в отставку премьер-министра и посредника, призванного возобновить переговоры между фламандцами и валлонами, попытки сформировать правительство потерпели в очередной раз провал. Ив Летерм нашел для себя выход из тупика. Он уходит работать в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития. Бельгия же по-прежнему остается без правительства.

4 года политического кризиса, 458 дней без правительства. Этот абсолютный рекорд вызывает беспокойство за будущее Бельгии. Все началось с парламентских выборов в 2007 году и роста популярности сепаратистских настроений во Фландрии.

Христианский демократ Ив Летерм в союзе с сепаратистами из Нового фламандского альянса побеждает на выборах и получает право сформировать коалиционное правительство. Однако широкая государственная реформа, за которую он выступает не проходит, и два месяца спустя он сдается.

После этого начинается калейдоскоп правительств.

В декабре 2007 Ги Верхофстадт формирует переходное правительство.

В марте 2008 Летерм возвращается, чтобы возглавить свой первый кабинет министров. 9 месяцев спустя его правительство падет под ударами финансового кризиса.

Декабрь 2008. Премьер-министром становится Херман ван Ромпей. Менее чем через год он подаст в отставку, чтобы возглавить Европейский союз.

В ноябре 2009 – второе явление Ива Летерма. В наследство от предшественников ему достались непримиримые противоречия фламандцев и валлонов.

22 апреля 2010 Летерм подает в отставку. В июне в Бельгии проходят досрочные парламентские выборы. Их результаты лишь усугубляют кризис. Поскольку во Фландрии победа более чем с 28 процентами голосов остается за Новым фламандским альянсом и пропагандируемыми его лидером Бартом де Вейвером идеями широчайшей автономии для Фландрии, абсолютно неприемлемыми для валлонов.

Любые переговоры упираются в достаточно частный лингвистический спор о праве валлонов использовать французский язык в нидерландоязычных пригородах Брюсселя, против чего выступают фламандские националисты.

Ставка же в этом споре – будущее Бельгии, которое зависит от того смогут ли договориться те, кто хочет отделения Фландрии и те, кто хочет жить в едином государстве. От тех, кто кричит на улицах “Смерть Бельгии” и других, кто говорит о привязанности к своей стране.

Если будут назначены новые выборы, они могут стать последними в истории Бельгии. И заголовок на первой полосе утренней газеты “Прощай Бельгия”, сообщающий об уходе Летерма, может оказаться символичнее, чем выглядит на первый взгляд