«У нашей власти нет достойных кандидатур…»

Кто бы ни стал следующим российским премьером, он будет лишь ужесточать неолиберальную модель экономики

Экономические саммиты разного рода и масштаба уже традиционно стали площадками, где участники толкают речи уже не столько об экономике (хотя и о ней, болезной, конечно, говорят достаточно), сколько о политике, а вернее о связанных с ней явных или тайных личных амбициях. Здесь и наш пострел поспел. Министр финансов Алексей Кудрин сделал заявление просто неприлично откровенное — на фоне общей неопределенности и полунамеков со стороны тандема относительно судьбы главного кресла страны.

Критика Алексеем Кудриным действий нынешней экономической политики, к которой он сам, впрочем, имеет самое непосредственное отношение — дело, в общем, уже привычное. Ворчание замглавы правительства о то и дело возникающих «перегибах» звучит почти непрерывно на многочисленных заседаниях, саммитах и встречах. Даже священную корову российского парламентаризма — «Единую Россию» — и ту не жалел, пинал. Однако при всем ранее сочащемся несогласии Кудрин не позволял себя выйти за рамки лишь скорбно-раздосадованной мимики. Теперь же он заявил открыто — баста, так дальше нельзя, нужны реформы и я готов за них взяться.

Однако, заявочка. Пусть и прозвучавшая на полуформальном Российском инвестиционном форуме Reuters, где по законам жанра ожидаешь больше воздуха и нестандартных предложений. Итак, Кудрин о будущем России: «Если проводить реформы активно — то это не скучно. И если мы готовы их проводить, то я готов работать на любых позициях, которые бы этому способствовали. Если же активных преобразований не будет, то да, это будет менее интересно. Поэтому — посмотрим», — приводит слова главы Минфина Reuters.

При этом реформы, которые надлежит проводить новому составу Правительства, должны иметь, как убежден Кудрин. непременно либеральный вектор («безумству храбрых поем мы песню», такие-то сентенции да перед выборами!), но при этом без признаков популизма. Нужно повышать налоги — повышайте настолько, насколько нужно; нужно понижать долю государства в бизнесе — понижайте; социальные расходы соизмеряйте с текущей повесткой дня; нужно в целом ужесточать фискальную и бюджетную политику — вперед!

К слову, мысль о том, что грядущие повышенные бюджетные расходы нужно покрывать увеличением налогов наш претендент уже озвучил на заседании правительственной комиссии по бюджету. Пробный шар запустился гладко — никаких лишних вопросов: понимающе кивнули, поехали дальше.

В общем, раз доктор сказал в морг, то никаких вам реанимаций.

Примечательно же, что подмечено не мной и уже не вчера, что математически правильные императивы в существующей российской реальности работают из рук вон. То есть под реформы по Кудрину, какими бы вымученными и вынужденными они не казались, нужно предварительно проводить реформу ментальности российского чиновничества. Потянет?

Пока же перед нами нагляднейшая, прямо-таки каноническая иллюстрация расхожей истины про благие намерения, коими вымощена дорога в ад. Он, если верить экономистам независимо от политических пристрастий, уже не так далек — 2013-2014 годы обещался пожаловать кризис с самой большой буквы. И спасти от этого незваного гостя смогут разве что известные пророчества Майя.

Известный политолог, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, лидер «Движения развития» Юрий Крупнов в беседе с обозревателем KM.RU проанализировал как сами шансы назначения нынешнего министра финансов Кудрина на пост премьер-министра, так и последствия этого:

— Это абсолютно правдоподобно, поскольку сейчас действительно идет «кастинг» на будущего премьера, и Кудрин уже выражал на этот счет амбиции самого высокого уровня. Но мы должны четко понимать, что, по большому счету, и он, и другие заявившие о себе возможные кандидаты на эту должность по факту предлагают продолжение существующей модели, которая является сырьевой, крайне отсталой в технологическом плане и неэффективной. А все детали — кто-то за повышение налогов, кто-то за понижение (как Дворкович) — остаются лишь деталями в рамках оптимизации существующей и убивающей страну социально-экономической модели.

Поэтому вопрос на самом деле надо ставить не о премьере, а о выборе страной пути дальнейшего существования. Их есть только два. Путь развития — но для этого требуется соответствующая модель экономики развития и принципиально иные мировоззренческие и технологические установки, согласно которым нужно заниматься технологическим перевооружением, новой индустриализацией и так далее. Либо второй путь — оптимизация существующей убогой и однозначно антироссийской модели, которая у нас есть сегодня и которая просто угробит Россию в ближайшие 2-3 года. Особенно с учетом того, что реальный кризис наступит не позже 2014 года. Он-то, вместе с инерцией модели, при премьере Кудрине просто угробит страну. И все перечисленные Кудриным в интервью меры стоит рассматривать в рамках оптимизации или ужесточения существующей неолиберальной модели, которая уже 20 лет убивает страну, а в течение ближайших 2-х лет ее окончательно добьет. По факту, существующую неолиберальную модель Алексей Кудрин предлагает ужесточить и усилить.

— Кудрина отчаянно критикует «Единая Россия», да и сам он высказывался скептически относительно качеств этой партии. В то же время, он входит в ближайшее окружение лидера «единоросов» — Владимира Путина. Ситуация щекотливая…

— «Единая Россия» сегодня — это рыхлый мешок, как у Деда Мороза, в котором есть подарки на все случаи жизни. Пока у этой партии нет фактически никакой реальной программы и платформы. С одной стороны, это дает определенную свободу как самой партии, так и ее лидеру Владимиру Путину, а с другой — это опять же делает практически неизбежным жесткий выбор, который предстоит стране после окончания думских и президентских выборов. Поэтому можно только одно пожелать «Единой России» — чтоб она из аморфной бюрократической партии все-таки, наконец, превратилась в реальную силу, которая будет определять развитие страны, а не ее угробливание при помощи данной либеральной модели.

— Что скажете про кандидатуры Шувалова и Грефа, которых, наравне с Кудриным, политологи также называют в числе вероятных претендентов на премьерское кресло?

— Надо понимать, что это все лишь «византийские игры» или, как Уинстон Черчилль говорил про 30-е годы, «схватка бульдогов под ковром». Конечно, можно бесконечно рассуждать о том, у кого шансов больше или меньше, но я уверен, что это абсолютно ситуационный вопрос — кто как вовремя где-то подсуетится, сумеет как-то правильно настроиться, как карты лягут, в конце концов. Но по сути для самой России это все абсолютно безразлично — будет ли премьером Шувалов, Греф или Кудрин… Различаясь в деталях, они будут лишь неизбежно ужесточать существующую неолиберальную модель.

— Тогда логично спросить, а в принципе есть сегодня кандидатуры действительно достойные?…

— Нет, на сегодня таких у нашей власти нет.