Арендуемая Черноморским флотом земля уже распродается!

Тем временем видные функционеры Партии регионов рассуждают о незыблемости Харьковских соглашений.

Уже сейчас совершенно становится очевидным, что российско-украинские газовые отношения становятся тем краеугольным камнем, который, как в сказке Андерсена «Принцесса на горошине», на предстоящих в 2012 году выборах в Верховную раду кого-то лишит сна. Да и уже лишает. Ведь буквально дня не проходит, чтобы по теме «газовой войны» кто-нибудь да не высказался. Это объяснимо самой логикой сложившейся в украинской экономике ситуации, когда зависимость от внешних энергоносителей столь велика, что любой полунамек, неосторожный жест, неуклюжее ведение бровью вызывает набор интерпретаций и споры до хрипоты.

При этом реальный диалог по проблеме ведет достаточно узкий круг лиц (что естественно), в который входит, в частности, премьер-министр Украины Николай Азаров. Именно из его уст не так давно прозвучали достаточно резкие слова в отношении России — резкие на фоне его распиаренного имиджа предельно лояльного к Москве политика. Азаров же, похоже, собирает и львиную долю урожая критики — причем со всех сторон: начиная с Галиции, где критикуется уже сама ориентированность второго лица в государстве на Россию, заканчивая Донбассом и Крымом.

И вот на амбразуру раздраженной общественности полез видный партийный функционер, первый заместитель главы Партии регионов, которого пресса упорно величает «соратником Януковича» (как вариант, «ближайшим соратником), Владимир Рыбак. Его слова, сказанные и по Азарову в частности, и по дискутируемого вопросу в общем, были наполнены идеей всепрощения и призывом понять власти, которые оказались перед действительно непростым ребусом, когда так — плохо, а этак — еще хуже.

«Главное сейчас — не делать резких движений, поскольку мы с Россией взаимозависимы. И ситуацию, конечно, подогревает избирательная компания у них», — заявил Рыбак. Оставим на совести ВЗАИМОзависимость Украины и России — возможно, это утверждение предполагается рассматривать в умозрительном и духовном плане, однако, откровенно говоря, настроение нынче тому не способствует ни с одной, ни с другой стороны. Да и до духовности ли вообще, когда на кону интересы «незалежной»?

Про интересы, к слову, еще цитата интересная. «Помню, на партийном съезде журналисты прихватили меня и начали упрекать: «Вот вы раздаете Украину, Харьковские соглашения, еще чего-то…» Я им ответил: «Я знаю Януковича 25 лет, и он никогда никому из страны ничего бесплатно не отдаст!» Для Януковича на первом месте интересы государства, и он ими будет дорожить…» Ну это утверждение рассчитано на совсем законченных романтиков. Которые покуда не утратили веру в то, что Виктор Янукович горячий сторонник немедленной интеграции с Россией на ее условиях: вот только-только с западенцами разберется — немедленно интегрируется.

Но интересы интересами, а инвестиции — по расписанию. Невзирая на вполне существенную угрозу расторжения Харьковских соглашений от 2010 года, когда Украина получила дополнительные 30% на газ за право базироваться Черноморскому флоту РФ в Севастополе еще 25 лет, Владимир Рыбак, судя по всему, видит это лишь в страшном сне. Хотелось бы надеяться, что искренне, а не к выборам: «Тут вот в чем вопрос — допустим, флот освободил бы Севастополь. Если Россия заберет все оттуда, от города останутся фактически развалины, а там рабочие места минимум у 50 тысяч украинских граждан. Езжайте и посмотрите, во что превратились военные городки, которые освободила наша украинская армия».

Трогательно сказал, слеза наворачивается. Но тут же — вот оно, олицетворение всей многозначности и пестроты украинской политической риторики — отмечает буквально: «Мы не собираемся на стратегического партнера лить грязь, но отстаивать интересы своей страны будем. И тот же Азаров делает это достаточно лояльно и гибко».

Да что там гибко? Виртуозно! Если не сказать феноменально. Жаль лишь, что нет до сих пор политического аналога «Книги рекордов Гиннесса».

Интервью первого заместителя главы Партии регионов Владимира Рыбака в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировали эксперты.

Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин:

— Надо понять, что Николай Азаров находится в крайне сложном положении. С одной стороны, он нанят Виктором Януковичем, чтобы помочь ему состояться как президенту, а с другой стороны — он имеет дело с российскими партнерами, переговоры с которыми — крайне сложное занятие. Здесь ему не позавидуешь, потому что тут его ситуацию можно сравнить с той, что у белорусского премьера, у которого с одной стороны есть Владимир Путин, а с другой Александр Лукашенко. Если быть недостаточно маневренным, можно попасть между силой Путина и харизмой Януковича — и быть раздавленным.

Что касается слов о «взаимозависимости» Украины и России — это всего лишь фразеологический оборот. С открытием сегмента Северного потока и перспективами открытия Южного потока Россия все меньше и меньше зависит от Украины, а то и не зависит вообще. И на Украине это прекрасно понимают. Украинская экономика сейчас находится в меньшей зависимости от российского рынка благодаря поставкам своей продукции на Запад, но тем не менее она по-прежнему зависит от российских энергоносителей, и уйти от этого никак нельзя.

И, наконец, Харьковскими соглашениями предусмотрена возможность их денонсирования, и, думаю, Россия непременно ими воспользуется в полной мере, потому что всем памятен тот репутационный ущерб, который мы понесли в результате так называемой «газовой войны». В этом свете я воспринимаю и позицию московского правительства, решившего свернуть с нового года финансирование Черноморского флота, что чревато проблемами для Севастополя. Это реальное наказание за то неосмотрительное маневрирование со стороны российского руководства.

Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии, политолог:

— Про самого Рыбака известно, что он — давний политический партнер Азарова. Это старая гвардия Партии регионов, поэтому что еще может еще сказать старый друг о своем товарище, однопартийце? Азаров, очевидно, не настроен против Москвы, но ввиду неудач в переговорном процессе он позволяет себе разные риторические формулы, которых лучше было бы, конечно, избежать. Во всяком случае, я его не раз за них критиковал. Но все это — эмоциональные издержки не вполне опытного в дипломатическом плане политика. С российской стороны также можно порой наблюдать аналогичную недипломатичную риторику разных российских чиновников.

А то, что Азаров хотел бы найти какое-то компромиссное решение, звучит правдоподобно, и, судя по всему, это совершенно искреннее его желание. И, кстати, потому я уверен, что до расторжения Харьковских соглашений не дойдет и изгнания Черноморского флота из Севастополя не случится. Это был бы очень серьезный кризис в наших отношениях, и потому уверен, что до такого не дойдет дело — этого в равной степени не допустят ни Россия, ни Украина.

Константин Шуров, глава «Русской общины Украины»:

— Все дело в том, что сегодняшняя ситуация в отношениях между Россией и Украиной действительно характеризуется некоей недосказанностью. Сейчас, во всяком случае, со стороны Украины, ведется «война поз». Руководство становится то в одну позу, пытаясь напугать Россию, то в другую, а российское смотрит на это с неким удивлением: «Ну мы ведь вам уже все сказали раньше! Условия такие, пересматриваться не будут. Давайте принимайте решение, мы примем его с дорогой душой, но пусть это будут ваши решения».

На что украинская сторона отвечает: «Нет, это вы примите за нас решение, чтобы нам потом было на кого списать наши ошибки и недостатки…» Но вы брали власть для чего — чтобы управлять страной? Управляйте! Чтобы выполнять обязательства? Выполняйте! Хотите разорвать соглашения? Разрывайте. Но делайте что-нибудь в реальности, не надо поз. Потому что на сегодняшний день мы видим порой взаимоисключающие заявления — то мы разорвем харьковские соглашения, то мы заключим соглашения о поставках энергоносителей, то мы поедем туда-то.

Россия, видимо, слишком велика для того, чтобы украинское руководство могло понять, что это игрок геополитического уровня. Когда Украинская Советская Социалистическая Республика была частью СССР и украинская часть всесоюзной элиты могла со своей русской частью в РСФСР разговаривать на равных, это было нормально. Но уже 20 лет по воле Ельцина, Кравчука и Шушкевича мы живем в разных государствах, у каждого из которых свои геополитические устремления. А по большому счету они есть лишь у России — в силу ее геополитического положения, в силу обязательств, взятых после разрушения Советского Союза на себя Россией и не взятых на себя Украиной (прежде всего) и Белоруссией. Поэтому нечего на зеркало пенять, коли рожа крива, как говорится в хорошей русской пословице.

Так что работать нужно в тех условиях, которые на сегодняшний день есть. Я неоднократно уже приводил слова, не мной придуманные, что политика — это искусство возможного. Так вот именно что искусство, а не ремесло. А что мы видим? Очередные попытки переложить будущую историческую ответственность украинской стороны на Россию…

— Что скажете о перспективе ухода Черноморского флота РФ из Севастополя?

— Что интересует украинскую сторону в Севастополе? Земля! Исключительно земля, которая находится в аренде у Черноморского флота в России. То есть на сегодняшний день задача, стоящая перед людьми, находящимися при власти в Крыму — как можно быстрее и больше забрать земли у Черноморского флота. Она там, по сути дела, золотая — каждый ее квадратный метр стоит баснословные деньги. Ведь знаете ли вы или нет, но уже прецедент есть, и он неоднократно повторяется, что земли, на которых находятся объекты Черноморского флота, уже проданы гражданам России, что суды в Крыму принимают решения о передаче этих земельных участков во владения новым хозяевам, поскольку это земля Украины. То есть вы представляете, что происходит? Харьковские соглашения еще действуют, а землю уже дербанят по полной программе.

Так что к чему вообще эти разговоры про денонсирование Харьковских соглашений? Ну денонсируйте — посмотрим, какие будут последствия. Но ведь Киев хочет, чтобы за все это отвечала Россия, мол, «вы нас вынудили». А чем? Газовые соглашения, которые были подписаны предшествующим правительством, вами же выполнялись? А давайте вспомним тогда, что раньше, еще при правительстве Тимошенко, были привезены документы о создании совместного предприятия «Газпрома» и «Нафтогаза». И для того, чтобы этого не произошло, в течение трех дней весь парламент был поднят на уши и проголосовал за то, чтобы газотранспортная система Украины не могла быть передана ни в чьи руки. За это проголосовали 430 из 439 находившихся в зале. За это голосовали и депутаты Блока Тимошенко, и регионалы, и коммунисты. Это тоже было, но почему же тогда украинские власти не ставят под сомнение тот принятый наспех закон, не отменяют его? Этот вопрос нужно задавать украинской верхушке. Действительно ведь, почему такой выборочный подход?

Предположу, что это, скорее всего, элемент игры тех политиков, которые ранее занимались лишь дележем собственности на местечковом уровне. И, конечно, они могут пойти на разрыв соглашений. Но самое страшное, что отвечать за это будет весь народ Украины. И это тот козырь, который держит в рукаве верхушка Украины.