К итогам президентских выборов в Абхазии

После летнего затишья Российский институт стратегических исследований открыл новый экспертный сезон очередным заседанием постоянно действующего семинара. Эксперты РИСИ, Института востоковедения РАН, Института стран СНГ, Центра кавказских исследований МГИМО, представители Ассоциации политических экспертов и консультантов, посольства Абхазии в России обсудили итоги прошедших 26 августа в Абхазии президентских выборов и перспективы развития российско-абхазских отношений в связи с избранием президентом Александра Анкваба. Участники семинара также коснулись вопроса турецкого влияния в Абхазии — в последнее время спекуляции на эту тему все чаще возникают в информационном пространстве. «Постсоветское пространство: угрозы и вызовы»

В основном докладе, который сделала начальник сектора кавказских исследований РИСИ Яна Амелина, констатировалось, что Александр Анкваб, будучи убежденным сторонником укрепления абхазской государственности, в повседневной деятельности будет руководствоваться стратегическим курсом на союз с Россией. Позиция и программа Анкваба, будучи, безусловно, проабхазскими, в наибольшей степени отвечают национальным интересам РФ. Александр Анкваб дает наиболее приемлемые для России ответы на все острые вопросы российско-абхазских отношений. Его личные качества позволяют прогнозировать, что избранный президент будет придерживаться публично обозначенного им внутри- и внешнеполитического курса.

Вопреки мнению некоторых московских аналитиков, Александр Анкваб не является антироссийским политиком, отметила Яна Амелина. Не отрицая необходимости налаживания экономических и политических связей с другими государствами, он не намерен усиливать многовекторность абхазской внешней политики и считает Россию приоритетом и стратегическим ориентиром своего государства. Проанализировав предвыборные программы и выступления двух других кандидатов на президентский пост, эксперт РИСИ пришла к выводу, что ни Рауль Хаджимба, ни Сергей Шамба, ошибочно считавшиеся большинством экспертов «более пророссийскими», в действительности таковыми не являются.

Избранный президент Абхазии выступает против усиления в республике турецкого влияния, весьма осторожно относится к планам репатриации значительного количества потомков махаджиров, имеет четкую позицию в отношении т.н.«геноцида черкесов», осознает опасность вовлечения Абхазии в глобальные проекты северокавказских джихадистов и намерен противостоять подобным процессам. Экономическая и социальная программа Александра Анкваба отличаются взвешенностью и отсутствием популистских обещаний. Стремление нового президента «навести порядок» разделяется большинством населения Абхазии, заключила Яна Амелина.

Выступивший с содокладом руководитель отдела Кавказа Института стран СНГ Феликс Станевский подробно остановился на некоторых негативных тенденциях в общественно-политической жизни Абхазии. Упомянув о многовекторности, определявшей до последнего времени абхазскую внешнюю политику, он отметил, что часть абхазской интеллигенции, стоящей на антироссийских и откровенно националистических позициях, использует этот термин как способ дистанцирования от России. Влияние радикал-националистов уже сейчас выше, чем их численность, подчеркнул эксперт. Феликс Станевский подверг критике учебник истории авторства Станислава Лакобы, тенденциозно описывающий историю российско-абхазских отношений, и выразил удивление в связи с тем, что российские предприниматели, несмотря на значительные экономические интересы России в Абхазии, даже не думают о соответствующем идеологическом влиянии, например, в форме создания и поддержки независимых СМИ.

Комментируя предположения о якобы существенной угрозе роста в Абхазии турецкого влияния, Феликс Станевский напомнил, что Грузия представляет для Турции намного более серьезный геополитический и геоэкономический интерес. Эксперт поддержал мнение сотрудника ИВ РАН Фасиха Бадерхана, указавшего, что «черкесский вопрос» во многом испирирован внешними силами и используется как рычаг давления на Россию. Политика России по отношению к Абхазии должна быть дружественной, заключил Станевский, однако не следует забывать, что это – иное государство.

В целом эксперты полагают, что нынешнее состояние российско-абхазских отношений, хотя их нельзя назвать идеальными, не дает повода для алармистских настроений, а возникающие проблемы следует решать без ненужной экзальтации, в рабочем порядке. Что касается абхазо-турецких связей, то в настоящее время их развитие не представляют угрозу российским интересам в регионе.