9/11. Десять лет, которые потрясли мир

Ровно десять лет назад был совершен самый страшный террористический акт в истории человечества. Три цифры — 9/11 — теперь знает каждый человек на планете. 11 сентября 2001-го года мир необратимо изменился. Последние десять лет прошли под знаком этого события, изменившего геополитическую конфигурацию мира и вызвавшего две войны.

Состояние, в котором находилась Америка после 11 сентября можно охарактеризовать двумя словами — шок и трепет. Может быть, именно поэтому кто-то в Пентагоне на подсознательном уровне выбрал эти два слова для кодового обозначения операции американских войск в Ираке, начавшейся 20 марта 2003 года и продолжающейся до сих пор. Впервые за всю свою историю Америка подверглась прямому нападению на своей территории. Что там не говори, а Пёрл-Харбор всё же находится на Гавайях, которые в 1941 году еще не входили в состав США, да и сегодня от Нью-Йорка до Гонолулу более семи часов лёта. Америка всегда воевала на чужой территории, даже самая страшная в истории Вторая мировая война обошла ее стороной. Да, американские солдаты гибли и в Нормандии в 1944-м, и во Вьетнаме в 1965-75, и в Корее в 1950-53, но их дома и семьи всегда были в безопасности. 11 сентября 2001 года уравняло американцев в главном из всех прав — праве на жизнь. Даже президент чувствовал себя всего лишь мишенью для террористов.

Мало кто знает, что происходило в Белом Доме в этот трагический день. Точнее, не в известной всему миру резиденции президента США (президента там как раз и не было), а чем был занят Джордж Буш в момент атаки террористов, и какова была его первая реакция на известие о нападении на Америку. Обо всем этом поведал миру американский журналист Боб Вудворд (Bob Woodward), взявший интервью у ближайших помощников Буша, и собрав их в своей книге «War Witnin» («Внутренняя война»). Особый интерес представляет рассказ занимавшего пост руководителя президентской администрации в эти тяжелые для Америки дни Эндрю Карда (Andrew Card).

Никакие пересказы не передают атмосферу описываемых событий так, как прямые свидетельства очевидца. Поэтому дадим слово Эндрю Карду:

«День начался совершенно нормально, предыдущим вечером мы приземлились во Флориде. Утром президент пошел побегать. Пробежав четыре мили, он вернулся измученный и потный, но в исключительно хорошем настроении. Планировался брифинг ЦРУ. Была неясная информация о возможных угонах каких-то самолетов. Буш отправился на встречу с детьми в начальную школу Сарасоты. Когда мы входили в школу, я услышал разговор двух мужчин о самолете, упавшем на World Trade Center. Одним из них был Карл Роув, шеф аппарата советников Белого Дома. Перед началом встречи с детьми к нам подошел сотрудник Совета Национальной Безопасности и сказал: «Мистер президент, похоже, какой-то маленький двухмоторный самолет столкнулся с башней World Trade Center». Президент начал читать детям сказку, несколько телевизионных камер вели запись. Я остался за дверями. Через минуту снова подошел сотрудник СНБ и сказал, что машина, упавшая на башню, это рейсовый jumbo jet. Через несколько минут мне сообщили, что второй самолет упал на вторую башню. Я подумал, что надо проинформировать президента, открыл дверь класса, подошел к Дж. Бушу и сказал ему на ухо: «Второй самолет ударил во вторую башню. Это атака на Америку». Президент повел себя адекватно ситуации, продолжал читать сказку, не сделал ничего, что могло бы испугать детей, не выказал страха, был спокоен и полностью владел собой. Я распорядился, чтобы Air Force One был в полной готовности к старту, предупредил агентов Secret Service, что они должны немедленно забрать президента из Сарасоты. Трудно было собрать всех, кто был нам нужен, т.к. сотрудники Белого Дома бегали по зданию без цели и соображали, что же случилось в Нью-Йорке. Все думали, видимо, об одном: «Будет ли следующей целью Белый Дом?» Президент кончил читать сказку и вышел из класса. Первым делом он связался с советником по национальной безопасности Кондолизой Райс, потом с Диком Чейни, после с шефом ФБР Робертом Мюллером, который занимал эту должность только десять дней. Все эти разговоры шли по дороге в аэропорт. Не удалось связаться с Дональдом Рамсфельдом, поскольку Пентагон тоже был атакован, и он покинул свой кабинет. Потом президент позвонил Владимиру Путину, чтобы заверить его, что ситуация под контролем и ее не следует драматизировать, но в виду он имел, конечно: «Не нажимай на кнопку, мы нашу не трогали».

К сожалению, книга Боба Вудворда недоступна в сети, и дать на нее ссылку, чтобы читатель мог сам прочитать интереснейшие откровения человека, бывшего рядом с Бушем в самые трагические минуты сентября 2001 года, невозможно. Она была издана небольшим тиражом в 2008 году и, по моим сведениям, не переиздавалась. Поэтому придется обильно цитировать. Следует иметь в виду, что Кард был одним из самых близких к президенту США сотрудников и впоследствии занимал пост министра транспорта и руководителя консультативной группы по Ираку при президенте. Так что ожидать от него критики бывшего шефа трудно. Но, даже пытаясь защитить Дж. Буша, он невольно выдает детали событий, свидетельствующие не в пользу 43-го президента США.

«Мы полетели на базу ВВС в Луизиане. Там ранее проходили учения с симуляцией ядерной атаки, и база была абсолютна безопасна. Президент хотел лететь в Вашингтон, чтобы показать миру, что он образцово выполняет свои обязанности. Я ему отсоветовал это, т.к. Secret Service утверждала, что ситуация в столице не ясна. Мы полетели из Луизианы на базу ВВС Оффут в Небраске, где спрятались в бункере. Там мы наблюдали за самолетами, находившимися в воздушном пространстве США. Один из самолетов не отвечал на радиосигналы, и мы предположили, что это следующая машина, которая атакует Нью-Йорк. Оказалось, это была ложная тревога. В бункере в Небраске мы провели видеоконференции с СНБ, вице-президентом, Конди Райс, министром обороны и директором ЦРУ».

Так Эндрю Кард косвенно подтвердил версию о четвертом самолете, захваченном террористами и возможно сбитом американскими ВВС. Не отвечавший на радиосигналы, Boeing 757 компании United Airlines, вылетел из Ньюарка в Сан-Франциско рейсом 93 в 8-01. На его борту находилось 38 пассажиров, два пилота и пять членов экипажа. Недалеко от Кливленда (Огайо) самолет сделал резкий разворот и направился обратно к границе с Пенсильванией по направлению к американской столице. Террористы разрешили пассажирам позвонить родным и близким. Лайнер рухнул на землю в 10-10 на опушке леса недалеко от местечка Шанксвилль в 125 километрах к юго-востоку от Питтсбурга. Подоспевшие спасательные службы оставшихся в живых не обнаружили. Сразу возникло несколько версий о причинах падения самолета и о целях террористов. По одной из них, внутри самолета завязалась борьба между экипажем и захватчиками. По другой, — самолет был сбит ВВС США. Вероятно, что самолет направлялся на один из стратегических объектов, таких как Белый Дом, атомная станция или загородная резиденция президента Буша. Есть в книге и рассказ Карда о Дж. Буше, которого подняли с постели ложной тревогой, сообщавшей о самолете, направляющемся в сторону Белого Дома. Образ Буша в пижаме с собачкой на руках и его жены в ночной рубашке без контактных линз, прячущихся в бомбоубежище, должен был, по мысли автора, добавить тепла к портрету президента, но вызывает, скорее, улыбку.

Гораздо интереснее объяснения шефа президентской администрации, касающиеся причин вторжения американских войск в Ирак.

«В течение первых 48 часов после теракта президент попросил все государства мира об оценке этого события и поддержке для Соединенных Штатов. Кто был не с нами, был против нас. А Саддам никогда не заявлял, что он на нашей стороне».

Никогда бы не подумал, что Джордж Буш-младший читал бессмертную работу Иосифа Виссарионовича Сталина «Современный момент и объединительный съезд рабочей партии» (т.1, стр.251 Полного Собрания Сочинений), изданную в 1906 году в Тифлисе на грузинском языке. Оттуда ведь цитатка. Так что дело Сталина живет и побеждает. А что касается упреков в малообразованности в адрес Буша, придется теперь всем нам извиняться.

О том, что действительный организатор теракта 11 сентября Осама бен-Ладен был порождением ЦРУ, написано много — и в США, и в Европе, и у нас. Вышедший из-под контроля кураторов, обиженный на них за попытку его физического устранения, он отомстил им самым страшным образом. Акция по его уничтожению явно была спланирована таким образом, чтобы этот персонаж никогда не предстал перед судом, которому он мог бы поведать много интересного.

Так или иначе, но вопрос с Бен Ладеном закрыт. Гораздо сложнее обстоит дело с последствиями оккупации американской армией Афганистана и Ирака. Сами эти страны, погруженные во мрак братоубийственных гражданских войн, стали в известной степени детонаторами других событий, потрясающих нашу планету. Радикализация ислама, арабская революционная весна, дестабилизация всего Ближнего Востока, многократный рост производства наркотиков в Афганистане и прочая и прочая. Нет сегодня в мире проблемы глобального характера, которая не была бы в той или иной степени связана с 11 сентября 2001 года и действиями США вместе с союзниками после этого страшного дня. Даже мировой экономический кризис — следствие бюджетного дефицита в США, возникшего, в том числе, и в результате гиперрасходов американского правительства на ведение войны с терроризмом. СССР, в своё время, подорвал свою экономику гонкой вооружений с США во времена Холодной войны. Теперь, похоже, наши контрпартнеры наступили на старые советские грабли.

Только вот развал советской экономики порадовал американцев, а кризис американской — нас не радует. Глобализация! Пострадают все. Значение 11 сентября для нашей цивилизации еще предстоит оценить политологам, экономистам и историкам в многотомных трудах. Наверное, для этого должно пройти еще много времени, чтобы ученые могли разглядеть все взаимосвязи и предупредить, если не нас, то наших потомков об ответственности за принимаемые лидерами государств решения.

Сегодня же нам пристало вспомнить невинные жертвы, как самого теракта, так и последствий борьбы с ним. Эта память поможет сделать мир более безопасным и ответственным.