Что нас ждет после суда над Юлей Тимошенко

«Если говорить о событиях, которые могут последовать за вынесением приговора Юлии Тимошенко, то в целом ничего страшного не произойдет. Конечно, в том случае, если мудрое руководство Украины вдруг не изобретет какой-то новый и остроумный с его точки зрения ход». Так украинский политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко прокомментировал «Однако» последние события на Украине.

«Речь не может идти о масштабных акциях гражданского неповиновения, поскольку, как показывают последние месяцы, у БЮТ нет ни сил, ни средств на организацию таких беспорядков. Эта политическая сила сама по себе маргинализируется и, видимо, уже смирилась с тем, что ее лидер получит реальный тюремный срок. Ну, а другие партии, блоки и движения, даже из оппозиции, совершенно не заинтересованы в раскрутке Тимошенко, их устраивает вариант заключения экс-премьера, поскольку он дает некоторым политикам шанс занять освободившееся место лидера оппозиции», — отметил эксперт.

«Что же касается потенциальной газовой войны, то она, увы, возможна, ведь руководство Украины настойчиво пытается развязать конфликт с Россией, причем безотносительно «дела Тимошенко». В данном случае, окончание суда над Тимошенко не может повлиять на ход событий, ведь президент Виктор Янукович вполне официально заявил, что газовые контракты несправедливы и подлежат пересмотру. То есть, глава государства уже дал оценку договоренностям, забыв о том, что разрыв контрактов подразумевает и заключение новых. Да, разорвать контракт с «Газпромом» Украина может даже без обращения в Международный арбитраж, в этом мы могли убедиться в 2005 году, когда Тимошенко и Ющенко расторгли выгодные для Украины договоренности на поставку газа. Что было потом, думаю, рассказывать не надо… В этой связи, мне кажется, что Януковичу и его окружению надо быть осмотрительней и не повторять ошибок Ющенко», — предположил политолог.

«В отношениях с Европой украинская власть сама себя загнала в ловушку. И теперь и ЕС, и Россия осведомлены о безграмотности и неадекватности руководства страны и использует эти качества в своих целях. Когда Юлия Тимошенко, еще до вынесения приговора, была определена в СИЗО, любой здравомыслящий человек, который может просматривать ситуацию на два шага вперед, понял, что украинская власть сузила свое пространство решений по «делу Тимошенко» до одной точки. То есть, выпустить Тимошенко из СИЗО уже нельзя, она выберется оттуда вся «белая и пушистая», и мигом съест Януковича, рейтинг которого и так оставлял желать лучшего. В этом случае совершенно непонятно, сколько бы продержался существующий режим — месяц, полгода или год — перед тем, как отправиться на скамью подсудимых, — заявил Ростислав Ищенко. — Это понимали в Европе, в России, во всем мире. И вполне логично, что только ленивый не выразил обеспокоенность по поводу «дела Тимошенко». Будь я дипломатом, я бы поступил точно так же, сначала надо выразить обеспокоенность, а потом принять позицию официальных властей, получив взамен некоторые преференции».

«Еще одним эсхатологическим сценарием почему-то считают рост сепаратистских настроений в Галичине. Но, во-первых, сепаратистские настроения и так сильны в этом регионе. Неслучайно Олег Тягнибок, политическая сила которого контролирует три западноукраинских региона, заявлял, если мы не можем построить украинскую Украину во всей Украине, то мы ее будем строить на Западе страны, отказавшись от остальных территорий. Но проблема в том, что Западная Украина по отношению к Восточной занимает такое же положение, как и вся Украина по отношению к России. То есть, находится в статусе дотационного проекта. Западная Украина живет за счет перераспределения средств центрального бюджета, который наполняет Восток страны.

Поэтому, если кто-то может переживать по поводу сепаратизма Галичины, то только киевская власть, да и то не вся. На базе Галичины нельзя создать независимый проект, мало того, что на это нет денег, сама Украина сейчас находится на грани банкротства, что тогда говорить о небольших областях, живущих за счет дотаций? Кроме того, в случае роста сепаратизма, в Галичину сбегутся все свидомые патриоты — Яценюк, Гриценко, Тимошенко и др., чтобы выяснить, кто из них больше украинец. Там начнется страшная конкуренция, граничащая с политическим каннибализмом, — заявил эксперт. — Вообще, странно, как долго живет это пугало галичанского сепаратизма и как долго его с успехом используют националисты. Если бы хоть один президент в ответ на эти страшилки махнул рукой и сказал бы: «Скатертью дорога», тема независимости Западной Украины исчезла бы сама собой!»

«Вообще, у Украины есть шанс жить «после Тимошенко» без многих неприятных последствий, но некоторые из них практически неизбежны. Перед правительством Азарова, на самом деле, стояла одна простая задача — добиться от России снижения цены на газ, чтобы на основе этого ресурса дать импульс развитию экономики, а высвободившиеся средства направить не решение бюджетных и социальных проблем — увеличить зарплаты и пенсии, отказаться от увеличения пенсионного возраста и т. д. С этим багажом Партия регионов должна были выйти на выборы 2012 года и одержать на них безоговорочную победу. Стратегия, которую со своей стороны предлагала Россия, также очевидна — вступление в Таможенный союз, от которого Украины только выиграла бы. Такие действия были не просто оправданы логикой и экономикой, они четко соответствовали курсу, который провозгласил Янукович, будучи кандидатом на пост главы государства», — напомнил политолог.

«Однако по неизвестным мне причинам, руководство Украины предпочло неконструктивную и абсурдную позицию, которая выражается в шантаже России угрозами «уйти в Европу». Конечно, вернуться к переговорам по вхождению в Таможенный союз, решив для себя проблему выборов 2012 года и улучшив состояние экономики Украины, власти еще могут. Но уже потеряно доверие в двусторонних отношениях, и теперь реанимация вопроса о присоединении Украины к ТС будет не без основания рассматриваться Кремлем, как безоговорочная капитуляция Киева. В то время как год назад, такие же действия выглядели дружественным конструктивным шагом. Вот, в этом и вся разница!» — заключил Ростислав Ищенко.