Дмитрий Рогозин: конгрессмен русских общин

Скажу сразу, заголовок этой статьи возник у меня в голове еще в начале 90-х, когда молодой и худенький Дима Рогозин впервые появился с табличкой «Конгресс русских общин».

Дело в том, что я тогда как раз жил в Казахстане и отлично помню, как там возникла и померла организация «Русская община Казахстана» и какую помощь ей оказали все эти московские любители русских общин, – никакую.

Сначала Рогозин восседал рядом с таким забытым персонажем, как генерал Стерлигов, потом рядом с другим генералом – Лебедем. Короче говоря, на выборах 1995 года КРО не набрал и 5 процентов, и, как я надеялся, эта обманка исчезла с политического горизонта.
Потом господин Рогозин все-таки выплыл – вместе с таким странным образованием, как блок «Родина».

Трудно понять, с какого времени Рогозин работает провокатором, отвечающим за «национальный вопрос». Вполне может быть, что с самого начала.

То, что «Родина» изначально была слепленным для тактических нужд кремлевским големом, отлично видно по ее печальному концу: Рогозин по команде «сверху» слился, «Родину» похоронили в мироновской братской могиле.

Но ценными кадрами не разбрасываются, и «оппозиционного» Рогозина взяли на сытную и красивую синекуру – пост представителя России при НАТО.

В уютном Брюсселе пламенный патриот Рогозин и сидел тихо до самого последнего времени.

Между тем национальный вопрос в России в очередной раз обострился, и срочно понадобились умельцы, которые смогут хотя бы до выборов заболтать тему, причем в нужном власти направлении.

Естественно, из брюссельского нафталина срочно извлекли Рогозина.
Вдруг выяснилось, что пресловутый «Конгресс русских общин» не умер, а живее всех живых и 21 сентября проведет в Москве съезд. Оставим за скобками вопросы о том, что это за русские общины и какие там в них конгрессмены, а также недоумение относительно того, что столько лет об этой мощной организации ничего не было слышно.

Всплытие Рогозина началось к концу лета, вот только очень некстати видный дагестанский спортсмен убил в Москве Ивана Агафонова. Поэтому выход Рогозина на авансцену отложили на несколько недель, чтоб официозному националисту не пришлось прямо-таки сразу ссориться с дагестанским лобби.

Тем не менее, дальше тянуть нельзя, и вот г-н Рогозин озвучил свои тезисы в Ярославле, на каком-то странном мероприятии, в названии которого фигурирует слово «международный».

Вот их я и хочу обсудить.

Цитирую статью в «Коммерсанте»:

«Для победы русского народа в борьбе за модернизацию Дмитрий Рогозин предложил вчера и план из четырех принципов… Первый из них — «равноправие народов России». «Не какие-то особые права, а справедливость для русского народа — вот главное требование всех русских патриотов»,— заявил он. Второй пункт — отказ от идей мультикультурализма и толерантности. В-третьих, Северный Кавказ должен быть полностью возвращен в российское пространство. «Никаких политических и правовых офшоров быть не должно»,— заявил господин Рогозин. Наконец, последним и самым главным принципом должна стать «ренационализация русского народа, восстановление в нем инстинкта народа-государственника, собирателя России, восстановление его исторической памяти и великорусской культуры».

Кому как, но лично мне, как русскому человеку, бросается в глаза противоречие между тезисами 1, 2, 4 и тезисом номер 3.

Равноправие и справедливость – это очень хорошо, кто ж спорит.
Дальше начинается муть.

Отказ от мультикультурализма и толерантности – тезис горячий и не до конца понятный, но популярный в определенных кругах. Если мультикультурализм дело темное, то вот отказываться от толерантности вообще как-то странно: в своих радикальных формах она, конечно, страшна, но в радикальных формах и любовь к детям – страшная вещь, что не может быть поводом вообще отказаться от любви к детям.

Четвертый тезис – просто демагогия и пустословие, хотя вот эта идея про «собирателя России» снова наводит на грустные мысли: опять придется кого-то куда-то собирать, что невозможно без насилия, потому что в наше время те, кто хотят жить в России, – они и так в ней живут, а те, кто не хотят, – не живут и «собирать» себя так просто не дадут, да и правильно сделают.

Но, конечно, самое главное – третий тезис. Он с головой выдает в Рогозине «засланца».

Во-первых, непонятно, как Северный Кавказ может быть возвращен в российское пространство, если сам Северный Кавказ предпочитает жить своим укладом и вполне собой доволен. Более того, требует, чтоб кавказским людям было позволено жить своим укладом по всей России.

Во-вторых, непонятно, в каком он сейчас пространстве, по мысли Рогозина. Судя по объему посылаемых туда финансовых средств, Северный Кавказ и есть российское пространство, гораздо более российское, чем большинство других регионов страны.

Во-вторых, непонятно, зачем его возвращать, если он не в российском пространстве. Может, просто деньги перестать слать и границы закрыть?

Если отбросить громогласную рогозинскую риторику, то мы увидим тут желание протащить под видом русского национализма все туже путинскую политику удержания Северного Кавказа любыми (читай – прямым финансированием шикарной жизни тамошних элит за счет бюджета России) средствами. Вот вам и весь рогозинский национализм в чистом и незамутненном виде.

Остается только гадать, куда его отправят хозяева – подпирать своими могучими плечами списки ОНФ или вместе с Аллой Пугачевой бороться за «Правое дело»; а впрочем – какая разница?

Гаже казенного интернационализма может быть только казенный национализм.