Таджикистан под российским зонтиком безопасности

Дело сделано. Российское военное присутствие в Таджикистане сохраняется – как минимум на ближайшие 49 лет. Теперь вопрос в том, что Душанбе может получить за то, что позволил Москве продлить аренду баз на таджикской земле.

Объявляя о достижении договоренности на этой неделе, ни российский президент Дмитрий Медведев, ни его таджикский коллега Эмомали Рахмон не раскрыли никаких деталей.

Медведев сказал лишь, что соответствующие документы будут подготовлены и подписаны в начале будущего года.

Но цифра, о которой активно судачат в средствах массовой информации, составляет сотни миллионов долларов, подобной суммы будет достаточно, чтобы убрать большую часть долговых обязательств Таджикистана перед Россией.

А вот действительно ли Россия готова заплатить столь высокую цену, это уже другой вопрос.

Таджикский министр иностранных дел Хамрохон Зарифи (Hamrohkhon Zarifi) некоторое время назад предложил, чтобы Россия платила 300 миллионов долларов ежегодного. В российских СМИ это предложение называется «нереалистичным».

Согласно нынешнему десятилетнему договору аренды, подписанному в 2004 году, Россия получает в эксклюзивное пользование три военных базы и в совместное пользование военно-воздушную базу, все бесплатно.

В южных городах Курган-Тюбе и Кулоб, а также в столице Душанбе размещены в целом от 5 500 до 7 000 российских военных.

Присутствие Москвы на таджикской земле ведет свою историю еще с 1945 года, и сегодня это второй по численности российский воинский контингент за пределами России – по размеру он уступает лишь украинскому контингенту в размере 13 000 военнослужащих на Черноморском флоте в Севастополе.

Аркадий Дубнов, российский независимый комментатор и журналист, говорит, что разумной суммой, которую Таджикистан мог бы ожидать в качестве платы, была бы сумма не выше 10 миллионов долларов в год.

«Россия платит ежегодную арендную плату в размере 4,5 миллиона долларов Киргизии и 7 миллионов долларов Азербайджану за то, что держит там свои военные базы, и Таджикистан может рассчитывать на что-то похожее», — заявил Дубнов таджикской службе «Радио Свобода/Свободная Европа».

Обозреватели, однако, усматривают возможность для Душанбе надавить на Москву в плане решения нескольких основных проблем в отношениях между двумя странами, таких как, например, уменьшение таможенных пошлин на российские нефтепродукты.

Ранее в этом году Россия подняла таможенные пошлины более чем на 5%, что вызвало временную панику и хаос на таджикских бензозаправках.

Но даже в такой игре с рычагами воздействия у России есть сильная карта – около миллиона таджиков, или примерно каждый седьмой гражданин страны – заняты на сезонных работах в России.

И если эту линию жизни порвать – скажем, в случае, если Россия введет визовые требования для рабочих-мигрантов – воздействие на обнищавшие таджикские семьи будет ужасным.