Ради каких контрактов «друзья Ливии» бомбили Каддафи

В международной политике в центре внимания остается ситуация в Ливии — повстанцы захватили Триполи, Переходный национальный совет признали законной властью большинство стран. Массированные бомбовые удары авиации НАТО помогли смене власти в этой африканской стране вовсе не бескорыстно — за свержение режима Каддафи инициаторы бомбежек ждут материальной благодарности. На этой неделе в Париже состоялась конференция друзей Ливии, на которой распределялись нефтяные контракты.

Война, в которой дезинформация заменяет сводки с фронтов, где тот, кто солгал на опережение, оказывается в выигрыше. Когда единственный способ узнать, кто победил в бою — видеть его своими глазами. Иначе обманут.

В первый день боев за Триполи Муамар Каддафи выступает с радиообращением: «Бейтесь с ними, гоните их по улицам, враги из НАТО будут повержены!» В этот ли день его сторонники празднуют успех на Зеленой площади — одному его телеканалу известно. У каналов других — картинка иная. Бои в пригороде. Но и здесь даты нет. Чем эти кадры перестрелок отличаются от тех, что снимались несколько месяцев назад в сотнях километрах от ливийской столицы?

Журналисты, не покидая отеля, сообщают, что слышат канонаду. Но источник звуков проникающих за стены гостиницы может быть любым. Даже пальба в воздух создает ощущение боя. На следующий день после сообщений о сотнях погибших в боях за Триполи, успешном штурме и начале зачисток в центральных кварталов приходит ощущение: штурма и боев в классическом понимании не было. Повстанцам не с кем было биться. Да, множество сожженных машин и кое-где пробоины в домах, но нет танков, которых у Каддафи должны были быть сотни. Да, встречаются улицы, где еще не сорваны зеленые флаги, но нет миллиона сторонников, что клялись умереть за Каддафи. И мало сомнений, что каждый из тех, кто еще десять дней назад целовал его портрет, теперь в том же экстазе исполняет танец верности новым хозяевам столицы.

«Непонятно одно: было очень много народу, которые поддерживали Каддафи, и сразу как-то в один день все флаги поменялись», — недоумевает бизнесмен Михаил Федотов. Заменить флаги оказалось делом секундным. Трехцветные знамена оппозиции жителям Триполи искать было не нужно. Почти в каждом доме они хранились рядом с зелеными. «Женщины шили, флаги готовили заранее, поэтому флаги резко появились», — рассказал местный житель.

Каддафи в Триполи предали, как в свое время Саддама в Багдаде. Он настолько верил в столичную крепость, что увел регулярные войска на восток, оборонять родной Сирт. В городе оставались только подразделения охранявшие пару военных баз, правительственный комплекс и аэропорт. В оставленный город трехцветные бригады хлынули с другой стороны.

А без авиации НАТО им вообще ничего не светило. Базу Салах Ад Дин, аэропорт и крепость Баб Аль-Азизия в центре Триполи бомбили почти сутки. Только там повстанцы впервые встретили ответный огонь и остановились. «На этой земле не было и нет ни одного иностранного военного. Жители Триполи сами подняли восстание и на помощь им пришли наши отряды с Запада Ливии. НАТО помогало только авиаударами», — сообщил Мухаммед Тейназ, замминистра внутренних дел Переходного национального совета Ливии.

Прямое участие в захвате Триполи британского и французского спецназа пока недоказуемо. Прямого и не нужно. «Государства западной коалиции, в частности, страны НАТО, поставляли не просто оружие, не просто сбрасывали его ящиками стрелковое оружие повстанцам, но и давали такие средства разведки, как беспилотники», — говорит представитель РФ в НАТО Дмитрий Рогозин.

Легко помогать повстанцам и с земли, соблюдая простые условия. Первое, чтобы иностранный военный в кадр не попал, второе, если попал, чтобы европейский телезритель не отличил от ливийского борца за свободу.

Пакистанская газета «The Nation» сообщает: «ЦРУ наняло более 1500 тысяч мужчин из афганского города Мазари-Шарифа для борьбы с силами Каддафи в Ливии. В основном это узбеки, персы и хазарейцы».

Газета «Гардиан»: «Британские и французские войска специального назначения находятся на востоке Ливии и помогают повстанцам готовить генеральный штурм последнего укрепленного пункта Каддафи, города Сирт».

Это все можно поставить под сомнение. Бесспорно, человек, который теперь руководит всеми вооруженными формированиями оппозиции в столице, спецслужбам всего мира известен хорошо. Абдел Хаким Бельхадж. Тренировался в лагерях «Аль-Каиды». После 11 сентября 2001 года посидел в одной из тюрем ЦРУ. Потом почему-то был отпущен и вот появился в Ливии. Бывший член ливийской радикальной исламистской группировки ныне раздает гарантии безопасности врагам.

«Со мной связался сын Муамара Каддафи, Саади. Он спрашивал про то, будет ли он в безопасности, если сдастся. Я заверил, что в отношении него будут соблюдены все нормы права», — сообщил Абдель Хаким Бельхадж, командующий вооруженными силами Триполи.

Велика вероятность — обманут. Солдатам, защищавшим трипольские укрепрайоны, тоже обещали жизнь. Теперь задворки несколько суток державшейся базы Салах Ад Дин завалены сожженными трупами. Повстанцы, правда, уверяют, что это останки врачей и инженеров, расстрелянных наемниками Каддафи перед отступлением. До того ли им было под шквальным огнем с земли и воздуха?

Чернокожим иностранцам, они в основном работали в Триполи дворниками, на улицах не появиться. Примут за муртазаков — наемников Каддафи. Потому город утопает в мусоре. Атмосферу страха поддерживают умело. Мол, снайперы сплошь и рядом. «В меня стрелял профессиональный снайпер в районе Абу Слим. Многие, кто был рядом, получили ранения — кто в голову, кто в грудь. Я — в ногу», — говорит один из раненых.

Это свидетельства, так же нужные новым хозяевам столицы, как заявления о полном контроле над Триполи. Не до судебных процессов — пока идут бои, которые все спишут.