НАТО: «дранг нах остен!»

С момента своего появления в 1949 году НАТО позиционировало себя как чисто оборонительная организация. Сущность Североатлантического альянса заключалась в создании противовеса «нарастающей коммунистической угрозе», по крайней мере, так об этом говорили политики на Западе.

Конфронтация между Советским Союзом с одной стороны и США с другой привели к тому, что окончание Второй мировой войны плавно перетекло в начало «холодной» войны и появлению двух крупных военно-политических блоков.

На геополитической карте мира фактически появилось два новых полюса, которые притягивали к себе все новые и новые саттелиты. В этой связи стоит отметить, что СССР для преодоления конфронтаций уже однажды подавал заявку на вступление в НАТО (было это в 1953 году).

Тем не менее, эти инициативы со стороны советского руководства были негативно восприняты в Белом доме, что по сути предопределило дальнейшее противостояние разных систем, взглядов и идеологий.

В конце 80-х годов прошедшего столетия США и подконтрольная им НАТО добились значительных успехов – нараставшие противоречия внутри Организации Варшавского договора (ОВД) привели к его распаду, и все его бывшие члены практически сразу же были включены в сферу влияния Вашингтона. Что же касается самого СССР, то он, под влиянием внутренних деструктивных сил, подогреваемых западными спецслужбами, также прекратил свое существование. Практически сразу же от его наследия открестились страны Балтии, которые, как и многие члены ОВД, попали под влияние Белого дома. Оставшаяся часть бывших советских республик оказалась перед выбором своего дальнейшего пути. Естественно, что в такой ситуации Россия, де-юре и де-факто наследница Советского союза и наиболее крупная и сильная на постсоветском пространстве держава, оказалась перед тяжелым выбором: вернуть свои утраченные геополитические позиции или остаться на задворках истории.

Москва уже в постсоветский период предприняла ряд шагов для того, чтобы вернуть свое утраченное могущество. Создание Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Союзного государства России и Беларуси, а также Таможенного союза говорят о консолидации усилий в Восточной Европе по созданию своей региональной системы безопасности.

Многие могут задать вопрос: для чего это делается, ведь сегодня Вашингтон демонстрирует свое беспрецедентное стремление к улучшению отношений с Москвой, прямым подтверждением чему является политика «перезагрузки», договора по «СНВ», а также всевозможные встречи на высшем уровне?

Ответ на этот вопрос кроется в том, что и «перезагрузка», и договора по СНВ, и встречи на высшем уровне это всего лишь одна сторона медали. Показушное (со стороны США) стремление к потеплению отношений сопровождается отнюдь не мирными инициативами, которые должны были бы способствовать снижению напряженности в европейском регионе. Желание США создать свою систему ПРО в Европе, создание марионеточных военных организаций у границ Союзного государства, вовлечение все новых государств постсоветского пространства в свои геополитические игры, поддержание в тлеющем состоянии различных конфликтов и конфронтаций «до поры до времени», а также беспрецедентное количество учений в странах Балтии и Польше под эгидой НАТО, которые проводятся и будут проводиться в будущем вблизи границ Союзного государства – все это ни что иное, как суровая реальность, которую никак нельзя рассматривать через призму кажущегося улучшения в отношениях с США.

Балтийский и польский плацдармы

Сегодня балтийскому региону уделяется особое внимание со стороны США и НАТО. Именно здесь уже не первый год американские военнослужащие совместно с коллегами из стран-членов НАТО и даже нейтральных государств отрабатывают замыслы своего руководства. Какова их суть, представить несложно, ведь в последнее время именно в этом регионе Европы ведется подготовка инфраструктуры по приему и размещению многонациональных военных контингентов, в дюнах прокладываются дороги в направлении российской границы, ведется планомерное улучшение железнодорожных путей и станций, аэродромы переоборудываются под стандарты НАТО. К сожалению, в российских СМИ внимание к этой проблеме стало привлекаться только сейчас, а ведь региональная инфраструктура уже почти готова к принятию и размещению у себя достаточно крупных группировок Альянса, которые смогут быстро достичь российских границ по проложенным дорогам и улучшенной железнодорожной инфраструктуре.

В настоящее время для НАТО этот вопрос уже не стоит остро. Поэтому в ближайшие несколько месяцев (август-сентябрь) в Прибалтике, а точнее акватории Балтийского моря пройдут учения минно-тральных сил «Оупен спирит». Этими учениями Альянс продолжает отработку переброски крупных контингентов войск в балтийский регион. Естественно, что руководство США и НАТО не желает нести потери еще на подходах своих кораблей к портам в балтийской акватории, поэтому отрабатываются варианты «расчистки» морских путей для транспортных кораблей.

Примерно в эти же промежутки времени целый ряд учений НАТО пройдет и в Польше. Причем в этом регионе будет отрабатываться как воздушная и морская, так и сухопутная фазы операции. Учения ВВС «Оржел» пройдут с сентября по ноябрь, ВМС «Пиранья» – также в эти сроки, а сухопутное учение «Драгон» – с 9 по 22 сентября этого года. Причем последнее будет проходить на внеплановой основе. В итоге получается, что применение разнородных сил будет осуществляться по единому замыслу и плану. В маневрах «Драгон» примут участие более 7500 военнослужащих из США, Германии, Канады и Польши. Всего же в различных учениях на территории стран Балтии и Польши в ближайшие несколько месяцев планируется участие более 9000 военнослужащих.

Проблема заключается также и в том, что страны Балтии, например, до сих пор не присоединились к Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). То есть на территории этих государств может скапливаться сколь угодно большой контингент, контроль за численностью которого осуществить не представляется возможным. И это у самых границ России и Беларуси.

Россию снова не слышат

Все эти учения будут проходить в непосредственной близости от границ Союзного государства России и Беларуси, которые, кстати, отказались от проведения своих совместных учений вблизи границ НАТО (осенью 2011 года планируется проведение совместного российско-белорусского учения «Щит Союза – 2011» на территории России вдали от границ Альянса). Как видно и в этом вопросе Запад не идет на встречу России. А ведь в 2010 году глава российского МИДа Лавров предлагал для снижения напряженности в регионе выносить все подобные военные маневры подальше друг от друга.

Хотя чему удивляться, если отчетливо видно, что «перезагрузка» – не более чем слово, следовать которому ее заокеанские инициаторы не собираются.

Целый ряд российских инициатив, которые могли бы прекрасно вписаться в канву потепления отношений США и России, были попросту отклонены. Запад не видит место России ни в совместной европейской системе ПРО (и немудрено, ведь американская система ПРО в Европе нацелена, прежде всего не против Ирана, который вряд ли будет способен когда-либо серьезно угрожать США или Европе, а против России, ядерный потенциал которой сдерживает сегодня аппетиты Белого дома), ни в построении общей системы европейской безопасности (в ходе прошедшего в ноябре 2010 года саммита НАТО в Лиссабоне президент России Д.Медведев предложил свое видение европейской безопасности, однако его проект получил поддержку только у президента Франции Н.Саркози).

Так что «дранг нах остен» НАТО продолжается. Сегодня эта организация поглотила и страны Балтии, и Польшу. Посредством Вышеградской группы такие страны как Чехия, Словакия, Польша хотят подключить Украину. Еще Бисмарк сказал в свое время «Могущество России может быть подорвано только отделением от неё Украины… необходимо не только оторвать, но и противопоставить Украину России, стравить две части единого народа и наблюдать, как брат будет убивать брата. Для этого нужно только найти и взрастить предателей среди национальной элиты и с их помощью изменить самосознание одной части великого народа до такой степени, что он будет ненавидеть всё русское, ненавидеть свой род, не осознавая этого. Всё остальное – дело времени».

Если Украина присоединится к подобной организации, костяк которой составляют члены НАТО, то Альянс получит дополнительный козырь и выйдет к южным границам России, а также получит полный контроль над Черным морем. Вот тогда и понадобится Нагорно-Карабахский конфликт, который сегодня поддерживается в тлеющем состоянии, тогда понадобится Грузия, которая захочет вернуть себе утраченные территории, тогда снова вспыхнет Кавказ. К этому моменту, США при помощи НАТО или без нее постараются «демократизировать» Иран.

Конечно, Вашингтону было бы неплохо преуспеть и в демократизации Беларуси. Тогда НАТО смогло бы обзавестись еще одним плацдармом. Однако Беларусь четко держится в фарватере России и это является хорошим «тормозом» в дальнейшем «натиске на Восток». Тем не менее, то, что мы наблюдаем в настоящее время, не оставляет сомнений в дальнейшей реализации заокеанских планов. Для России наступает время принятия серьезных геополитических решений не только в восточноевропейском регионе, но и в других районах планеты, где еще есть хоть малейшая возможность добиваться своих интересов.