Борьба РФ и США за Таджикистан: кто выигрывает поединок

В начале сентября состоялся государственный визит президента Российской Федерации Дмитрия Медведева в Республику Таджикистан. И, как отмечают сегодня все политические аналитики, переговоры были одними из самых сложных в истории двусторонних отношений.

Дело в том, что последнее время между Москвой и Душанбе как будто бы «черная кошка пробежала»: проблемы накапливаются, заостряются, а пути их решения, наоборот, один за другим исчезают, пишет журнал «Биржевой лидер»

Охлаждение между странами достигло критической степени и политикам, безусловно, следует приложить максимум усилий для улучшения ситуации. Что стоит ожидать инвесторам двух стран и на что обратить внимание?

Неполный список «проблемных вопросов»

Как отмечают аналитики землячества Таджикистана Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V, и у России, и у Таджикистана много взаимных претензий, на смотря на долгий период тесного сотрудничества и союзнических отношений. Коснемся только тех из них, которые, возможно, будут рассмотрены и решены в ходе будущей встречи глав государств:
1. Охрана границы. Таджико-афганская граница имеет протяженность 1344 км. До 2005 года она охранялась российскими пограничниками, которые сдерживали проникновение на территорию СНГ отрядов афганских моджахедов (в том числе и талибов), а также препятствовали нарко-трафику (на долю Афганистана приходится около 90% мирового производства наркотиков).
— уход россиян. Согласно подписанному в 2004 году соглашению, срок которого истекает в нынешнем году, охрана государственной границы полностью перешла в руки таджикских пограничников. Россия сохранила в республике только оперативную пограничную группу, состоящую из нескольких десятков советников. По сообщению таджикской стороны, после ухода россиян с границы, им пришлось отстраивать всю систему заново, поскольку она находилась в крайне плачевном состоянии. Пограничники РФ, якобы вывезли все, что только возможно. А новые заставы таджикским пограничником помогли возводить некие западные специалисты;
— разговоры об их возвращении. Последние несколько месяцев в России на очень высоком уровне активно муссировалась тема о необходимости возвращения российских пограничников на таджико-афганскую границу. Так спикер Государственной Думы Борис Грызлов 2 августа опубликовал в «Независимой газете» статью, в которой высказал мнение, что российские пограничники обязательно вернутся на южную границу Таджикистана, с целью прекратить поток наркотиков из Афганистана. Таджикская сторона, очевидно, не разделяет уверенность российского государственника и желает охранять рубежи страны собственными силами.
— ультиматумы. В случае отказа Душанбе от сотрудничества в этом вопросе, Б.Грызлов предлагает ввести визовый режим для граждан РТ, что очень болезненно отразится на состоянии республиканской экономики. Как известно, денежные переводы, которые многочисленные трудовые мигранты отправляют из России своим родным в Таджикистан, составляют почти 40% ВВП этой среднеазиатской страны.
— аргументы россиян. Директор Федеральной службы по наркоконтролю Виктор Иванов в прошлом году предположил, что примерно 60% афганского героина провозится в Россию через Таджикистан. При этом, в РФ каждый год наркотики приводят к смерти примерно 130 тысяч человек, и с нарко-трафиком необходимо бороться значительно решительнее. Кроме того, в Москве опасаются, что после вывода в 2014 году американских войск из Афганистана, поток наркотиков значительно увеличится.
— заявления таджикской стороны. Многие политологи в РТ убеждены, что возвращение россиян на границу подорвет авторитет страны как независимого государства. Практически все они убеждены, что нынешняя антитаджикская риторика некоторых российских политиков связана, в первую очередь, с избирательной кампанией в нижнюю палату парламента. В такие дни градус патриотизма в высказываниях обычно зашкаливает. Руководство таджикской погранслужбы собирается предоставить статистическую информацию, из которой будет видно, что с 2005 года было перехвачено не меньше наркотиков, чем до вывода российских пограничников. Есть также заявление о заинтересованности в возобновлении контроля над таджико-афганской границей неких российских наркобаронов. Министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи в июле этого года заявил: «Речь о возвращении российских пограничников не идет, — сказал он. — Соглашением оговорены вопросы сотрудничества сторон в сфере пограничного взаимодействия, пребывания в Таджикистане небольшого количества советников пограничных войск России».
2. Военная база и аэродром. В 2004 году Россия и Таджикистан договорились о дислокации в республике 201-ой РВБ в обмен на щедрые российские инвестиции в экономику среднеазиатской республики. Тогда речь шла о 2 млрд. долларов. Российское военное присутствие в Таджикистане ограничивается тремя гарнизонами — в Душанбе, Курган-Тюбе и Кулябе плюс отдельная вертолетная эскадрилья (общий состав — примерно 7 тысяч человек). Срок действия договора истекает в 2014 году и между сторонами уже несколько лет ведутся интенсивные переговоры о дальнейшем статусе базы.
— аэродром «Айни». Крупнейший в республике аэродром также стал камнем преткновения. Его совместное использование российской и таджикской сторонами будут, вероятно, обговорено в ходе будущей встречи. Аэродром недавно реконструировался за счет одной из индийских компаний, и стоило это порядка 70 млн. долларов.
3. Пошлины на нефтепродукты. 90% таджикистанского энергетического рынка заполнено российскими светлыми нефтепродуктами. Москва постоянно грозится поднять на них экспортные пошлины, а Душанбе, в свою очередь, пытается найти пути диверсификации импортных поставок топлива.
4. Миграционная политика. Ежегодно до 1 миллиона граждан Таджикистана выезжают на работу за рубеж. Из них абсолютное большинство направляется в Россию. В 2010 году мигранты принесли в бюджет своей Родины около 60 млн. долларов. В случае введения Россией визового режима, многие из них могут вернуться. Однако, в то же время, мигранты могут и заплатить за визы, вместо того, чтобы платить многочисленным коррупционерам на российской территории.
5. Инвестиционное сотрудничество. Таджикистан все чаще обвиняет северного соседа в том, что в страну так и не пришло обещанных 2 млрд. инвестиций.

Американская альтернатива: что интересует США в Средней Азии?

Как бы ни хотелось многочисленным экспертам рассмотреть сценарий замены Москвы на Вашингтон, для Душанбе данное направление кажется абсолютно бесперспективным. Таджико-американское сотрудничество, безусловно, существует и развивается, но оно еще чрезвычайно далеко от масштабов российско-таджикских взаимоотношений, отмечают аналитики компании NordFX:
• обмен студентами. По всевозможным программам и стипендиям США посещают всего лишь несколько сотен граждан РТ. Это явно говорит о незаинтересованности Госдепа в таджикских делах;
• США внесло Таджикистан в список стран с повышенной угрозой терроризма. Пытаться создавать там собственные военные базы будет крайне непопулярным шагом, прежде всего перед в глазах собственных граждан;
• военные базы США на територии Таджикистана. Обустройство баз на территории РТ обойдется Пентагону в копеечку, а его бюджет первым «пошел под нож» в рамках провозглашенной Белым домом политики экономии. Тем более, что официальный Душанбе явно ждет от американских партнеров очень щедрых инвестиций;
• выходить из Афганистана через Среднюю Азию для американских военных неудобно и затруднительно. Большая их часть сосредоточена на юге страны и если и соберется уходить, то, скорее всего, через Пакистан. Удержать последний в поле своего влияния для Вашингтона в сто крат важнее, чем небольшую среднеазиатскую республику с самыми слабыми экономическими показателями во всем СНГ;
• военная и консультативная помощь, оказываемая американцами таджикским пограничникам, также носила минимальный характер (подготовка служебных собак и т.п.).

Часто появляющаяся информация об опасности вторжения в какую-либо из республик Средней Азии полчищ талибов, возможно, и исходит от американских спецслужб. Но она, если посмотреть объективно, на руку только российской стороне. Американцы все равно уйдут из Центральной Азии (во всяком случае, если Обаму изберут на второй срок), а вот для России это прекрасный повод там закрепиться. В этой связи можно будет говорить не только о пограничниках, но и о более широком присутствии.

Тем более, что не так давно президент Белоруссии А.Лукашенко выступил с предложением создать в рамках ОДКБ совместный миротворческий контингент, который будет призван воспрепятствовать реализации на территории СНГ «ливийского сценария». И Москва, надо сказать, это предложение всячески поддержала.