Поможет ли электронное обучение детям-инвалидам?

29 февраля президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон, расширяющий возможности электронного обучения граждан, в том числе с использованием дистанционных технологий. Соответствующие изменения вносятся в закон РФ «Об образовании» и закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Согласно закону, под электронным обучением понимается реализация образовательных программ частично или в полном объёме с использованием информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе интернета. При этом вузы и техникумы смогут применять такую форму обучения во всех образовательных программах. До этого некоторые школы и вузы использовали технологии дистанционного обучения лишь экспериментально или в ситуации острой необходимости (например, во время эпидемии гриппа). Они не являлись противозаконными, но и не имели нормативной базы, что усложняло процесс.

За комментариями «СП» обратилась к одному из разработчиков закона — заместителю председателя комитета Государственной Думы по культуре Сергею Железняку.

«СП»: — В законе, среди прочего, уточняются требования к организации образовательного процесса при использовании новых информационных технологий. Благодаря этому школы смогут сами составлять образовательные программы и часть их делать дистанционными. Во всех ли школах есть специалисты, которые сумеют составить программы? Кто будет контролировать создание программ? Кто гарантирует их качество?

— Необязательно составлять это в каждой школе. Программы, созданные в одном учебном заведении, могут использоваться в других.

Контроль за их составлением, методический и содержательный, ляжет на руководство учебных заведений и руководителей системы образования. Программы станут серьёзным подспорьем для малокомплектных школ и детей с ограниченными возможностями. Это не замена существующей ныне системы образования, а развитие, дополнение, совершенствование.

«СП»: — Стало быть, разработанные педагогами программы кто-то станет, скажем так, принимать?

— Да, их станут принимать специалисты.

«СП»: — Из каких учреждений?

— Пока не могу ответить на этот вопрос.

«СП»: — В каком виде, где и насколько широко проводится сейчас электронное обучение в нашей стране?

— Прежде хочу сказать, что очень активно это используется в европейских странах, Юго-Восточной Азии и США. Южная Корея, в своё время сделавшая ставку на дистанционное обучение, сумела привлечь к преподаванию, разработке и распространению самых современных учебных материалов видных учёных и талантливых педагогов. Такое обучение позволяет распространять лучшие образовательную практику и материалы. И в России есть школы и вузы, в которых применяется данная система обучения. Правда,их количество пока небольшое. Определённое число назвать не могу.

Нужно отметить – невозможно обязать руководителей вузов и школ внедрить электронное обучение, решение об этом должны принимать педагогические коллективы. Они станут учитывать готовность и преподавателей, самих учеников пользоваться этими методиками.

Важно обойтись без «обязаловки»: программа должна продвигаться учителями и учениками.

«СП»: — То есть, статьи закона носят рекомендательный характер?

— Он описывает только правоотношения. Уверен, что в качестве развития закона в него внесут ещё много методических и разъясняющих материалов.

Возникнет необходимость повышения квалификации педагогов. Впереди много работы.

«СП»: — Каким образом модель дистанционного образования станет действовать в малокомплектных школах?

— Ряд сельских школ, в которых обучалось небольшое количество учеников, перешли на так называемую филиальную систему — стали подразделениями более крупных школьных образований. Остальные школы – самостоятельные учебные заведения.

Все эти заведения будут получать учебные материалы из более крупных образовательных учреждений. Школьники, у которых имеются технические возможности, станут выполнять задания и получать методические материалы на дом. Это гораздо более интерактивный режим общения школьников с учителями.

«СП»: — А во всех сельских школах имеются компьютеры?

— В соответствии с федеральной программой компьютерами обеспечили все, находящиеся в деревнях и сёлах, школы.

Сейчас, в ходе подготовки к президентским выборам, избирательные участки оснащаются веб-камерами с достаточно мощным интернет-соединением, позволяющим беспрепятственно осуществлять потоковое видео. Многие участки размещены в школах. Предполагается, что после окончания выборов, эта система задействуется в их интересах.

«СП»: — Как электронное обучение поможет детям-инвалидам, в том числе детям, прикованным к постелям?

— Они станут в более комфортных условиях проходить предметы, осваивать учебные программы. Таким образом, получат большие возможности для социализации и получения образования.

«СП»: — Для предоставления детям с ограниченными возможностями уроков и заданий через интернет, следует создать необходимую для этого программу?

— Наработки в этом направлении уже есть. Наша задача – создать доходчивую законодательную основу для стимулирования процесса создания такой программы.

«СП»: — Педагог рядом с ребёнком не понадобится?

— Думаю, что человеческое общение ничто не заменит, но отсутствие учителя не снизит качество образовательного процесса.

«СП»: — Как будет действовать система во время эпидемии гриппа, когда учебные классы и вузовские аудитории стремительно пустеют?

— Также. По интернету станут транслироваться учебные фильмы, лекции, предоставляться материалы, способствующие обратной связи и контролю за восприятием преподносимого.

«СП»: — Не позволят ли нормы закона, облегчающие переход на дистанционное обучение, злоупотреблять этой возможностью? Например, повышать оценки, полученные на экзаменах

— Надзорные органы, общественные организации педагогов, все граждане должны сделать так, чтобы этого не произошло. Им следует выявлять и пресекать такие попытки.

«СП»: — Какого рода ещё попытки могут предприниматься?

— Мне сложно предугадать это.

«СП»: — Сколько денег планируется израсходовать на введение электронного обучения?

— Это пока не определено. Минобрнауки в ближайшее время приступит к рассмотрению данного вопроса.

Адвокат, президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков считает саму идею с введением электронного обучения правильной, но уверен, что выдвинута она с коммерческой целью: «Большая часть разработчиков закона компетентна не в вопросах образования, а в лоббировании интересов продавцов компьютерной техники, компьютерных программ и технологий.

В период создания Единого государственного экзамена эти деятели, совместно с Минсвязи продвигали «компьютерные» группировки. Им важно было не совершенствование образовательной отрасли, а предоставление продавцам техники миллиардных заказов на информатизацию и компьютеризацию школ.

После проведения программы компьютеризации большое количество сельских школ осталось с протекающими крышами и туалетами на улицах, зато с «тарелками». Во многих из них компьютеры стоят невостребованными в сараях – учителя не владеют ими, денег на интернет нет.

Тем временем разработчики закона вещают о дистанционном обучении деревенских школьников».

«СП»: — А электронное обучение детей-инвалидов возможно?

— В стране отсутствуют специалисты, способные создать программы для их обучения.

Закон носит декларативный характер, он не предназначен для серьёзных изменений в российском образовании, не говоря уже об электронном обучении сельских школьников и детей-инвалидов.

К разработке закона отчего-то не привлекались специалисты. Например, блестящий академик Российской академии образования Абрамов мог дать объективную оценку сегодняшнему состоянию образовательной отрасли и, исходя из неё, вложить в законопроект по-настоящему необходимые пункты.

Закон не будет действовать ещё и потому, что в российском законодательстве отсутствует понятие «информационная технология». Как смогут при этом учителя составлять образовательные программы?!

«СП»: — Сергей Железняк признал, что в законе существуют нормы, позволяющие злоупотреблять возможностью электронного обучения, но затруднился назвать способы злоупотреблений.

— Сегодня существует возможность изменения результатов, полученных на олимпиадах выпускников школ. Олимпиады проводятся для поступления в вузы. Результаты проходят через вуз, проводящий олимпиаду, то есть через человека, который может пропустить своего человечка.

При дистанционном образовании появятся более широкие возможности для фальсификаций. Можно будет изменить оценки в экзаменах, зачётах, курсовых работах, подделать дипломы.

Ну, не получается в нашей стране с законами. Этот вроде и нужный, и о детях заботится, а, похоже, выйдет с ним как с остальными: громадные деньги «вбухали» в создание, в результате – чиновники и бизнесмены «нагреют» руки, а деревенские школьники и дети-инвалиды останутся с дырявыми крышами и туалетами на улицах.