Россия становится страной мещан?

Ученые Института социологии РАН отмечают, что в России увеличивается число людей, которые живут «отдельной жизнью» от государства, то есть не связывают успешность своего существования с достижениями страны. У них ослабевает связь с Родиной – то, что заставляло, в частности, эмигрантов послереволюционных лет ностальгировать о ней до гробовой доски. Философию этой популяции россиян выражает пословица: рыба ищет где глубже, а человек – где лучше.

Они отнюдь не порождение глобализации. Такие люди были во все времена. И в советский период тоже. Тогда их называли мещане. С мещанством как явлением большевики повели борьбу с первых лет революции. В. Маяковский написал пьесу «Клоп». Вроде бы ничего криминального мещанин не делал, просто жил своей отдельной жизнью, по принципу «моя хата с краю, я ничего не знаю». Но своей жизненной позицией он тормозил созидательный порыв нового государства, когда во всех сферах требовалось самопожертвование (пример – образ Павки Корчагина из книги Н.Островского «Как закалялась сталь», имя которого ничего не говорит 90 процентам сегодняшней молодежи) и работа на износ. Пассивность мещанина, который не хотел надрываться на общее благо, оборачивалась его паразитизмом и иждивенчеством. Поэтому с ним и боролись средствами культуры. Позиция «клопов», забивающихся в уютные щелки личного существования, для них очень выгодна. На фронте такие медлили в строю, когда вызывали добровольцев на особо опасные задания. Следовательно, и выживало из этой популяции больше, чем «павок корчагиных» и «александров матросовых».

Но расцвета мещанин дождался в 90-е годы, когда государство стало идеологически поддерживать именно его позицию. Государству заинтересовано в нем: мещанин шебуршится в своей норке как хочет, зарабатывает на жизнь какими угодно путями и не требует спроса с власти за ее действия. Для мещанина наше телевидение, кино и все прочие средства масскульта предоставляют широчайший ассортимент блюд, его ублажают и развращают. Более того, его не заставляют работать, его пороки не пресекают. И он доволен. Таких людей уже очень много. Либерализм поощряет мещанство, которое потребляет только то, что им скармливает правящий класс. А мещанин ответно благодарен за то, что его не напрягают и не мобилизуют. На выборах в марте он проголосует за Путина. Зюганов неприятен намерением в случае победы заставить страну трудиться.

Все бы ничего, но мещанин, если его популяция достигает критических размеров, опасен тем, что начинает пожирать Россию. Кроме того, он зыбок как болото и никогда в трудную минуту не выручит ни ближнего, ни страну, потому что для него главная ценность – сохранение в тепле своего седалища. Поэтому в минуты испытаний не дай бог с мещанином рядом оказаться.