Проект закона об образовании снова озадачил театральные вузы

На сайте Министерства образования и науки вывешен очередной проект закона об образовании, вроде бы учитывали замечания, однако очередная версия всерьез озадачила руководство ГИТИСа, старейшего театрального вуза России.

Почему, выяснил культурный обозреватель «Вестей ФМ» Григорий Заславский. На официальном сайте Министерства образования и науки появилась очередная версия проекта закона об образовании, версия 3.0.3, можно при желании сравнить ее с ранней версией 3.0.2, а до нее была версия 3.0 и так далее. В прошлом году столько нервов, сил, и времени было потрачено на то, чтобы как-то скоординировать представления о прекрасном, которым следуют в Минобразовании, с теми, к которым привыкли в Министерстве культуры, даже совместную коллегию удалось провести, и вот теперь складывается впечатление, что все силы, нервы, и время потрачены были зря.

Столько копий было сломано, пока объясняли, что система художественного, музыкального и хореографического образования в России — уникальная, это к нам приезжают со всего мира, чтобы учиться в консерватории, в ГИТИСе, в Гнесинке, зачем портить в угоду непонятно чему эту не годами и десятилетиями, а веками складывавшуюся систему? Попутно выяснилось, что очередной проект закона об образовании не позволит ГИТИСу, Гнесинке и прочим обычным вузам самим себе готовить педагогов. А кто же будет готовить преподавателей для консерватории и хореографической академии? МГУ? Или Бауманский? Профессоров и прочих педагогов могут готовить только в университете. Хорошо. Оказалось, что у нас проще переименоваться в университет, чем отстоять естественное право всемирно уважаемой театральной академии в своих стенах растить мастеров для будущих актеров и режиссеров. Статус университетов получили и ГИТИС, и Московская консерватория, и ВГИК. А в новом проекте таким университетам снова нет места.

Есть университеты региональные, есть научно-исследовательские. Нужно, наверное, снова начинать борьбу, чтобы появилась отдельная строка — университетов культуры и искусства, иначе — как? Идти по американскому пути, где театральные факультеты при каждом университете. Всем хорошо, только театра хорошего в Америке как не было, так и нет, а у нас — пока есть.

Пока я беседовал с разными своими гитисовскими учителями, которые снова все погружены в переживания и волнения, и их можно понять, честное слово, узнал я про еще одну новацию, следствие вступившего в силу Федерального закона номер 83. Нынче, с 1 января, все государственные учреждения перешли ведь от бюджетного финансирования к субсидиям. Так вот: субсидии вузы получают по новому закону — на три месяца. В голове не укладывается, но с точки зрения законодательства нового так правильно. Подготовили все документы — получили субсидию на три месяца, три месяца прошло — новая субсидия. Дают, пока дают без проблем. Правда, пока еще и трех месяцев не прошло с момента начала этой жизни по-новому. Но каждый ведь понимает: если можно субсидию дать, значит, так же естественно ее и не дать, а вуз ведь строит планы сразу на учебный год, то есть очевидная нелепость.

Нелепость, хочется думать, не более того, но нелепость снова небезопасная. А на весах опять система театрального образования, которой и сегодня завидуют во всем мире, и пока еще по-прежнему едут в Москву учиться актерскому и режиссерскому делу и из стран бывшего социализма, и из Норвегии, и из Америки, отовсюду, не знают же, что у нас каждые три месяца могут деньги дать теперь, а могут и не дать. Как фишка ляжет.