Выпил — в тюрьму? Законопроект обескуражил журналистов

31 января считается днем рождения русской водки. И, по странному стечению обстоятельств, именно сегодня стало известно о законопроекте, который начали бурно обсуждать в утреннем эфире многих радиостанций, а затем продолжили и в Интернете.

Речь идет о том, что вскоре полицейские, возможно, получат право «продувать» в алкотестер не только водителей, но и тех, кто не управляет транспортным средством, однако находится в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения.

То есть, как поняли журналисты из законопроекта, подготовленного МВД, полицейские получат право отправлять на медицинское освидетельствование всех, кто будет заподозрен в том, что не слишком трезв. И ведущие, и слушатели, которые звонили в эфир радиостанций, дали волю своей фантазии.

И действительно: если вдруг проект станет законом в таком виде, то забирать в «каталажку» можно будет, например, пассажиров вечерней электрички Москва-Петушки или гуляющих у ёлки в новогоднюю ночь практически в полном составе. Не говоря о том, какое раздольное поле появится у нечистоплотных полицейских для злоупотреблений полномочиями.

Вот как, согласно законопроекту «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (опубликованному на сайте МВД), звучит взбудоражившее общественность предложение:

«Статья 27.12.1 Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения должностными лицами органов внутренних дел (полиции).

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, при выявлении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.21 настоящего Кодекса, либо при производстве по делу об административном правонарушении в целях установления обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотренного пунктом 6 части 1 статьи 4.3 настоящего Кодекса, проводится в соответствии с частью 6 настоящей статьи.

При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения».

На самом деле, если обратить внимание «на букву закона» в прямом смысле этого слова, то в проекте есть оговорка: это возможно будет сделать «при выявлении административного правонарушения». Однако всем понятно: при желании приписать административное правонарушение можно кому угодно и за что угодно – даже за не слишком тихий разговор приятелей, которые, например, возвращаются с дня рождения.

В этот список могут попасть и «зайцы», не оплатившие проезд в общественном транспорте, и оппозиционеры с несанкционированных митингов, и многие другие. Возникает резонный вопрос: не являются ли такие меры нарушением прав граждан?

Адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Игорь Симонов, комментируя эту инициативу в эфире радио «Вести ФМ», заявил: «Если человек просто идет по улице, то никто не имеет право освидетельствовать его ни с того ни с сего, должны предъявляться какие-то претензии. То есть человек должен подозреваться или обвиняться в каком-то правонарушении».

А вот заместитель председателя Общественного совета при ГУ МВД России по Москве Антон Цветков в эфире «Русской службе новостей» заявил, что поддерживает инициативу МВД. Он аргументировал это тем, что » совершенно адекватный человек, который находится в подвыпившем состоянии, может не контролировать себя и может быть социально опасным».

«Пьяные люди должны быть дома, в ресторанах или в других местах. Конечно, если человек просто идет подвыпивший и никого не трогает, к нему и претензий быть не может, — сказал Цветков. — А если он идет пьяный и задирается, то, безусловно, общество должно быть защищено от таких людей».